Берлинская лазурь в современном интерьере. Берлинская лазурь - синий краситель с поэтичным названием Отрывок, характеризующий Берлинская лазурь

19.03.2024

(63, 35, 14, 72) HSV ( , , ) (205°, 100%, 43%)

¹ : Нормализовано к
² : Нормализовано к

История и происхождение названия

Точная дата получения берлинской лазури неизвестна. Согласно наиболее распространённой версии, она была получена в начале восемнадцатого века (1706 ) в Берлине красильщиком Дисбахом. В некоторых источниках его называют Иоганном Якобом Дисбахом (нем. Johann Jacob Diesbach ) . Интенсивный ярко-синий цвет соединения и место получения дали начало названию. С современной точки зрения, получение берлинской лазури состояло в осаждении гексацианоферрата (II) железа (II) путём добавления к «жёлтой кровяной соли» солей железа (II) (например, «железного купороса») и последующему окислению до гексацианоферрата (II) железа (III). Можно было обойтись и без окисления, если сразу добавлять к «жёлтой кровяной соли» соли железа (III).

Под названием «парижская лазурь» одно время предлагалась очищенная «берлинская лазурь».

Получение

Метод приготовления держался в секрете до момента публикации способа производства англичанином Вудвордом в 1724 г.

Берлинскую лазурь можно получить, добавляя к растворам гексацианоферрата (II) калия («жёлтой кровяной соли») соли трёхвалентного железа. При этом в зависимости от условий проведения, реакция может идти по уравнениям:

Fe III Cl 3 + K 4 → KFe III + 3KCl,

или, в ионной форме

Fe 3+ + 4− → Fe −

Получающийся гексацианоферрат(II) калия-железа(III) растворим, поэтому носит название «растворимая берлинская лазурь» .

Структурная схема растворимой берлинской лазури (кристаллогидрат вида KFe III ·H 2 O) приведена на рисунке. Из неё видно, что атомы Fe 2+ и Fe 3+ располагаются в кристаллической решётке однотипно, однако по отношению к цианидным группам они неравноценны, преобладает тенденция к размещению между атомами углерода, а Fe 3+ - между атомами азота.

4Fe III Cl 3 + 3K 4 → Fe III 4 3 ↓ + 12KCl,

или, в ионной форме

4Fe 3+ + 3 4− → Fe III 4 3 ↓

Образующийся нерастворимый (растворимость 2·10 −6 моль/л) осадок гексацианоферрата (II) железа (III) носит название «нерастворимая берлинская лазурь» .

Приведённые выше реакции используются в аналитической химии для определения наличия ионов Fe 3+

Ещё один способ состоит в добавлении к растворам гексацианоферрата (III) калия («красной кровяной соли») солей двухвалентного железа. Реакция идёт также с образованием растворимой и нерастворимой формы (см. выше), например, по уравнению (в ионной форме):

4Fe 2+ + 3 3− → Fe III 4 3 ↓

Ранее считалось, что при этом образуется гексацианоферрат (III) железа (II), то есть Fe II 3 2 , именно такую формулу предлагали для «турнбулевой сини». Теперь известно (см. выше), что турнбулева синь и берлинская лазурь - одно и то же вещество, а в процессе реакции происходит переход электронов от ионов Fe 2+ к гексацианоферрат (III)- иону (валентная перестройка Fe 2+ + к Fe 3+ + происходит практически мгновенно, обратную реакцию можно осуществить в вакууме при 300 °C).

Эта реакция также является аналитической и используется, соответственно, для определения ионов Fe 2+ .

При старинном методе получения берлинской лазури, когда смешивали растворы жёлтой кровяной соли и железного купороса, реакция шла по уравнению:

Fe II SO 4 + K 4 → K 2 Fe II + K 2 SO 4 .

Получившийся белый осадок гексацианоферрата (II) калия-железа (II) (соль Эверитта) быстро окисляется кислородом воздуха до гексацианоферрата (II) калия-железа (III), то есть берлинской лазури.

Свойства

Термическое разложение берлинской лазури идёт по схемам:

при 200 °C:

3Fe 4 3 →(t) 6(CN) 2 + 7Fe 2

при 560 °C:

Fe 2 →(t) 3N 2 + Fe 3 C + 5C

Интересным свойством нерастворимой формы берлинской лазури является то, что она, будучи полупроводником , при очень сильном охлаждении (ниже 5,5 К) становится ферромагнетиком - уникальное свойство среди координационных соединений металлов.

Применение

В качестве пигмента

Цвет железной лазури изменяется от тёмно-синего к светло-синему по мере увеличения содержания калия. Интенсивный ярко-синий цвет берлинской лазури обусловлен, вероятно, одновременным наличием железа в различных степенях окисления, так как наличие в соединениях одного элемента в разных степенях окисления часто даёт появление или усиление цветности.

Темная лазурь жесткая, трудно смачивается и диспергируется, в накрасках лессирует и, всплывая, дает зеркальное отражение желто-красных лучей («бронзирует»).

Железная лазурь, благодаря хорошей укрывистости и красивому синему цвету находит широкое применение в качестве пигмента для изготовления красок и эмалей .

Также её применяют в производстве печатных красок, синей копирки , подкрашивания бесцветных полимеров типа полиэтилена .

Применение железной лазури ограничено её неустойчивостью по отношению к щелочам, под действием которых разлагается с выделением гидроксида железа Fe(OH) 3 . Она не может использоваться в композиционных материалах, имеющих в своем составе щелочные компоненты, и для окраски по известковой штукатурке .

В таких материалах в качестве синего пигмента, как правило используют органический пигмент голубой фталоцианиновый .

Лекарственное средство

Также используется как антидот (таблетки Ферроцин) при отравлении солями таллия и цезия , для связывания поступающих в желудочно-кишечный тракт радиоактивных нуклидов и тем самым препятствует их всасыванию. Код АТХ . Фармакопейный препарат Ферроцин был разрешен Фармкомитетом и Минздравом СССР в 1978 году для применения при остром отравлении человека изотопами цезия . Ферроцин состоит из 5% железо-гексацианоферрата калия KFe и 95% железо-гексацианоферрата Fe43.

Ветеринарный препарат

Для реабилитации земель, загрязненных после Чернобыльской катастрофы, был создан ветеринарный препарат на основе медицинского активного компонента Ферроцин - Бифеж . Внесен в Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения под номером 46-3-16.12-0827№ПВР-3-5.5/01571 .

Другие сферы применения

До того, как мокрое копирование документов и чертежей было вытеснено сухим, берлинская лазурь являлась основным образующимся пигментом в процессе светокопировании (так называемые «синьки», процесс цианотипии).

В смеси с маслянистыми материалами используется для контроля плотности прилегания поверхностей и качества их обработки. Для этого поверхности натирают указанной смесью, затем соединяют. Остатки нестёршейся синей смеси указывают более глубокие места.

Также используется как комплексообразующий агент, например, для получения пруссидов .

В XIX веке использовалась в России и Китае для подкрашивания спитой заварки, а также для перекраски чёрного чая в зелёный .

Токсичность

Не является токсичным веществом, хотя в её составе и есть цианидный анион CN − , так как он прочно связан в устойчивом комплексном гексацианоферрат 4− анионе (константа нестойкости этого аниона составляет лишь 4·10 −36).

См. также

Напишите отзыв о статье "Берлинская лазурь"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Берлинская лазурь

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Наполеон строго приказывает генералу Себастиани следить за движениями русской армии, рассылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно распоряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России. В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Растопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург. Изложив так же подробно свои виды и великодушие перед Тутолминым, он и этого старичка отправляет в Петербург для переговоров.
В отношении юридическом, тотчас же после пожаров, велено найти виновных и казнить их. И злодей Растопчин наказан тем, что велено сжечь его дома.
В отношении административном, Москве дарована конституция, учрежден муниципалитет и обнародовано следующее:
«Жители Москвы!
Несчастия ваши жестоки, но его величество император и король хочет прекратить течение оных. Страшные примеры вас научили, каким образом он наказывает непослушание и преступление. Строгие меры взяты, чтобы прекратить беспорядок и возвратить общую безопасность. Отеческая администрация, избранная из самих вас, составлять будет ваш муниципалитет или градское правление. Оное будет пещись об вас, об ваших нуждах, об вашей пользе. Члены оного отличаются красною лентою, которую будут носить через плечо, а градской голова будет иметь сверх оного белый пояс. Но, исключая время должности их, они будут иметь только красную ленту вокруг левой руки.
Городовая полиция учреждена по прежнему положению, а чрез ее деятельность уже лучший существует порядок. Правительство назначило двух генеральных комиссаров, или полицмейстеров, и двадцать комиссаров, или частных приставов, поставленных во всех частях города. Вы их узнаете по белой ленте, которую будут они носить вокруг левой руки. Некоторые церкви разного исповедания открыты, и в них беспрепятственно отправляется божественная служба. Ваши сограждане возвращаются ежедневно в свои жилища, и даны приказы, чтобы они в них находили помощь и покровительство, следуемые несчастию. Сии суть средства, которые правительство употребило, чтобы возвратить порядок и облегчить ваше положение; но, чтобы достигнуть до того, нужно, чтобы вы с ним соединили ваши старания, чтобы забыли, если можно, ваши несчастия, которые претерпели, предались надежде не столь жестокой судьбы, были уверены, что неизбежимая и постыдная смерть ожидает тех, кои дерзнут на ваши особы и оставшиеся ваши имущества, а напоследок и не сомневались, что оные будут сохранены, ибо такая есть воля величайшего и справедливейшего из всех монархов. Солдаты и жители, какой бы вы нации ни были! Восстановите публичное доверие, источник счастия государства, живите, как братья, дайте взаимно друг другу помощь и покровительство, соединитесь, чтоб опровергнуть намерения зломыслящих, повинуйтесь воинским и гражданским начальствам, и скоро ваши слезы течь перестанут».

Одним из эпохальных событий в истории современных красок является известное в мире изобретение - берлинская лазурь. Годом изготовления сегодня принято считать 1704 год, а изобретателем - красильщика из Берлина Бизбаха. Его открытие позволило получить поистине насыщенный и выразительный синий цвет, который безо всяких сомнений сразу же завоевал большую популярность и уважение не только у художников, но и у портных, а также строителей.

Своим появлением берлинская лазурь предоставила широкие возможности для разных областей ремесленничества: от изготовителей мебели до архитекторов.

Несомненно, данное этому оттенку название как нельзя лучше описывает его содержание. Ведь по глубине тона, оригинальности, насыщенности и яркости и правда очень много общего с лазурью, однако можно его назвать более спокойным и уравновешенным. Цвет по-настоящему стал «визитной карточкой» Берлина своего времени, который отличался тогда холодной и пасмурной атмосферой в своем совершенстве образов и форм.

Это наверняка самый яркий оттенок, который когда-либо ассоциировался бы с элитой и аристократией, именно по этой причине берлинская лазурь - это идеальный тон для гостиной, которая приобретает с ней очень богатый и презентабельный вид. Несомненно, за счет того, что данная краска имеет довольно сдержанную яркость, несущую умиротворение, а также уют и покой, этот цвет станет лучшим решением для оформления спальных комнат, при этом строгость и возвышенность позволит сделать интерьер любого кабинета или, к примеру, библиотеки более солидным и внушительным. Как уже было сказано, использование берлинской лазури имеет широкое применение в строительстве, сегодня очень популярным стало производить работы по декорированию окон. И это понятно, ведь берлинская лазурь - это превосходная краска для стекла, а не только для стен или мебели.

Сегодня существуют краски, которые нередко можно спутать с данным оттенком. Например, турнбулева синь. Однако она имеет ряд своих особенностей, которые зачастую значительно отличаются от берлинской лазури. Ведь за счет своих нежных и уникальных оттенков она очень хорошо гармонирует практически с любыми другими оттенками. Невероятную свежесть помещению сможет придать рисунок, что сделан цветом зеленного чая или, допустим, мяты по фону берлинской лазури. Если же для создания интерьера необходимо, чтобы он имел более изысканный и аристократичный вид, возможно добавление нежно-розового. Для эффектного и броского интерьера - добавление сомона, а лимонно-кремовый тон позволит несколько охладить обстановку. Для акцентирования возможно сочетание с приглушенными грушевыми или кофейно-молочными красками. Интерес создает привлечение в интерьер сочетаний с апельсиновым, бирюзовым или аквамариновым цветами.

В целом некогда изобретённый в Берлине красильщиком Бизбахом оттенок и сегодня пользуется огромным успехом, ведь он способен кардинально изменить привычный интерьер и обстановку современности.

Железная лазурь, турнбулева синь, милори, нейблау, парижская, китайская, прусская, стальная синяя лазурь, газовая лазурь, саксонская синь. Представляет собой смешанный ферроцианид железа и щелочного металла или аммония 3+ Me2Fe(CN) 6 ]xnH 2 0.

Открыта берлинским фабрикантом Дисбахом в 1704 году. Первое сообщение как о пигменте сделано в 1710 г. Промышленно выпускается с 1724 г. К концу XVIII века стала обычной общеупотребимой краской. В России использовалась с XIX века. Под названием «берлинской лазури» продавалась краска с примесью белых соединений (например, водный глинозем, мел, крахмал, тяжелый шпат др.). В Росси способ приготовления берлинской лазури описывается в сборнике рецептов (перевод Михаила Агентова, 1768 год), хотя она тогда не имела большого распространения.

Цвет железной лазури - интенсивный от голубого до темно-синего, почти черного, с оттенками от красноватого до зеленого. Цвет железной лазури находится в определенной зависимости от состава - чем меньше воды, тем цвет светлее. Однако оттенок железной лазури и способность ее к бронзированию зависят не только от состава, но и от физического состояния частиц - их дисперсности и макроструктуры. В последнее время разработаны методы получения лазурей, обладающих определенной стойкостью по отношению к слабым и разбавленным щелочам. Лазури, содержащие катионы К или NH 4 + , имеют яркий насыщенный цвет, тогда как натриевые лазури - блеклые. Аммиачные лазури более яркие, но менее стойкие. Обладают высокой красящей способностью. Сейчас почти все производители выпускают калиевые лазури.

Если в процессе производства лазури повысить температуру осаждения и кислотность среды, темная лазурь с бронзовым блеском переходит в светлую с более высокими пигментными свойствами.

Характеристики темной и светлой железной лазури

Характеристики

Размет частиц, мкм

Удельная поверхность, м 2 /г

Плотность, кг/м s

Термостойкость, Т7

Укрывистость, г/м

Маслоемкость, г/100 г

pH водной вытяжки, не менее

Показатель преломления, Nd°

В тонких слоях лазурь лессирует, имеет очень высокую красящую способность, близкую к красящей способности органических пигментов. Светло-синие сорта лазури имеют более высокую дисперсность и красящую способность по сравнению с темно-синими сортами.

Устойчива к воде и разбавленным кислотам (разрушается при кипячении с серной кислотой), но разлагается даже слабыми основаниями, образуя гидроокись железа и желтую кровяную соль. Окраска становится сначала бурой, а потом почти черной. Вследствие этого железную лазурь нельзя применять в эмульсионных, силикатных и известковых красках, для окраски по штукатурке и бетону (т.е. во фресках), а также в смеси с пигментами, наполнителями и пленкообразователями, имеющими щелочную реакцию. При применении в смеси с цинковыми белилами ZnO лазурь приобретает зеленоватый оттенок, с двуокисью титана TiCb на свету может изменять цвет. Самостоятельно на свету высветляется, но в темноте вновь восстанавливает первоначальный цвет. Пигмент гигроскопичен и от сырости разрушается. Лазурь склонна к флокуляции и всплывает в красках.

При обработке лазури водными растворами щавелевой и винной кислот, а также растворами железосинеродистых солей образуются коллоидные растворы, известные под названием «растворимая лазурь». Термостойкость до 180°С, выше начинается разложение с образованием красно-бурой окиси железа (III) - «жженая берлинская лазурь». При 280°С разложение происходит мгновенно с выделением HCN (синильная кислота - сильнейший яд). При смешении со свинцовыми и цинковыми кронами лазурь образует богатую гамму свинцовых и цинковых зеленей от зеленого до оливкового цвета (зеленые смесевые пигменты).

Под названием «минеральная синь» или «антверпенская лазурь» в XVIII - XIX вв. встречались смеси берлинской лазури с другими железосинеродистыми солями с различным содержанием глинозема. Смесь лазури с желтой краской называли «прусской зеленью».

Берлинская лазурь отличается большой интенсивностью и сравнительно малой кроющей силой. Для получения голубой краски брали на 200 частей белил всего 1 часть лазури. С белилами она дает очень хорошие голубые тона, но не светостойкие, а легко на свету выцветающие, однако в темноте краска вновь восстанавливает первоначальный цвет.

С маслом сухой пигмент затирается с большим трудом, но сохнет хорошо в глубину. При хранении в тюбиках густеет и тянется.

Высокая дисперсность первичных частиц пигмента приводит к агломерации их при сушке; образующиеся при этом агрегаты отличаются большой твердостью и с трудом поддаются диспергированию в пленкообразователях.

Железная лазурь не выдерживает смеси с краплаком, горной киноварью, всеми оттенками желтого кадмия, свинцовыми белилами, костью жженой, натуральными землями, свинцовыми красками, изумрудной зеленой, сиеной жженой, охрами.

Пигмент использовался на масле, в акварели, для изготовления чернил, сейчас применяется крайне редко и выпускается под названием «железная лазурь».

Одним из эпохальных событий в истории современных красок является известное в мире изобретение - берлинская лазурь. Годом изготовления сегодня принято считать 1704 год, а изобретателем - красильщика из Берлина Бизбаха. Его открытие позволило получить поистине насыщенный и выразительный синий цвет, который безо всяких сомнений сразу же завоевал большую популярность и уважение не только у художников, но и у портных, а также строителей.

Своим появлением берлинская лазурь предоставила широкие возможности для разных областей ремесленничества: от изготовителей мебели до архитекторов.

Несомненно, данное этому оттенку название как нельзя лучше описывает его содержание. Ведь по глубине тона, оригинальности, насыщенности и яркости и правда очень много общего с лазурью, однако можно его назвать более спокойным и уравновешенным. Цвет по-настоящему стал «визитной карточкой» Берлина своего времени, который отличался тогда холодной и пасмурной атмосферой в своем совершенстве образов и форм.

Это наверняка самый яркий оттенок, который когда-либо ассоциировался бы с элитой и аристократией, именно по этой причине берлинская лазурь - это идеальный тон для гостиной, которая приобретает с ней очень богатый и презентабельный вид. Несомненно, за счет того, что данная краска имеет довольно сдержанную яркость, несущую умиротворение, а также уют и покой, этот цвет станет лучшим решением для оформления спальных комнат, при этом строгость и возвышенность позволит сделать интерьер любого кабинета или, к примеру, библиотеки более солидным и внушительным. Как уже было сказано, использование берлинской лазури имеет широкое применение в строительстве, сегодня очень популярным стало производить работы по декорированию окон. И это понятно, ведь берлинская лазурь - это превосходная краска для стекла, а не только для стен или мебели.

Сегодня существуют краски, которые нередко можно спутать с данным оттенком. Например, турнбулева синь. Однако она имеет ряд своих особенностей, которые зачастую значительно отличаются от берлинской лазури. Ведь за счет своих нежных и уникальных оттенков она очень хорошо гармонирует практически с любыми другими оттенками. Невероятную свежесть помещению сможет придать рисунок, что сделан цветом зеленного чая или, допустим, мяты по фону берлинской лазури. Если же для создания интерьера необходимо, чтобы он имел более изысканный и аристократичный вид, возможно добавление нежно-розового. Для эффектного и броского интерьера - добавление сомона, а лимонно-кремовый тон позволит несколько охладить обстановку. Для акцентирования возможно сочетание с приглушенными грушевыми или кофейно-молочными красками. Интерес создает привлечение в интерьер сочетаний с апельсиновым, бирюзовым или аквамариновым цветами.

В целом некогда изобретённый в Берлине красильщиком Бизбахом оттенок и сегодня пользуется огромным успехом, ведь он способен кардинально изменить привычный интерьер и обстановку современности.

© ebergardt.ru, 2024
Строим вместе