Какая бывает посуда столовая кухонная чайная. Посуда столовая и кухонная. Кухонная посуда: виды и назначение

23.01.2024

Столовая посуда - обязательный атрибут любого застолья. Но как не ошибиться с выбором? Посуда из какого материала лучше? В чем преимущества и недостатки той или иной марки? Читайте статью и делайте правильный выбор!

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Столовая посуда: как выбрать

Раньше девушкам, выйдя замуж, не приходилось беспокоиться о наличии подушек, одеял, скатертей и посуды — об этом уже позаботились их мамы и бабушки, за долгие годы собрав достойное приданое. Сейчас эти традиции уходят в прошлое, и женщины все чаще выбирают вещи домашнего обихода самостоятельно. Так же дело обстоит и со столовой посудой. Каких только тарелок, бокалов и чашек не встретишь на витринах магазинов! Разнообразие материалов, дизайнов и расцветок просто поражает. Но как собрать именно тот, идеальный столовый сервиз, который будет не только соответствовать правилам этикета, но и отвечать вкусам и потребностям хозяйки? Попробуем разобраться.

Для чего нужна посуда?

Начнем с того, что всю посуду условно можно разделить на три группы по ее назначению:

  • посуда для приготовления пищи (кастрюли, сковороды, сотейники, ковши и т. д.);
  • посуда для сервировки (тарелки, салатники, блюда, соусники и др.). К этой группе также можно отнести столовое стекло (стаканы, бокалы, рюмки и др.);
  • посуда для хранения пищи (блюда с крышкой и всякого рода контейнеры).


Собираем идеальный столовый сервиз

Что же такое столовый сервиз? Bridal Registry (англ. «свадебный реестр») предлагает следующий список предметов сервировки: индивидуальные столовые наборы в количестве 12 штук, посуда для сервировки блюд (плоские, глубокие блюда, соусники, супница, блюдо для овощей), а также посуда для чаепития — чайный сервиз, чайник, сахарница, кофейник, сливочник, подставка для торта или стойка для пирожных. Такой набор столовой посуды соответствует правилам этикета, более того, хозяйка может менять его состав — убирать лишнее или добавлять необходимые ей предметы сервировки, исходя из потребностей меню.

Из чего сделана столовая посуда: обзор материалов

С этикетом все понятно. Но как угодить вкусу женщины в выборе посуды? Тут уж производители расстарались, глаза просто разбегаются: необычные материалы, фактуры, рисунки. Но это лишь внешняя сторона, давайте разбираться в функциональности и практичности.

Практичность посуды целиком и полностью зависит от того, из какого материала она сделана.

Итак, сервировочная посуда бывает:

  • керамическая (фарфоровая, фаянсовая, глиняная);
  • стеклянная и хрустальная;
  • металлическая;
  • деревянная;
  • пластмассовая и бумажная.

Можно встретить посуду и из других необычных материалов, но их численность настолько мала, что не стоит нашего внимания. Разберемся с основными.

Керамическая посуда

Керамика — самый популярный материал для изготовления сервизов. Такую посуду изготавливают из глин с определенными добавками (минеральными и органическими), обжигают в печи до состояния камня и покрывают глазурью. Фарфор, фаянс, майолика и гончарная посуда — все это можно назвать одним словом — керамика.

Фарфор — это керамика высшего качества, и цена на него будет соответствующая. Изделия из фарфора не пропускают влагу, а глазурь настолько твердая, что не царапается стальным ножом. При выборе посуды из фарфора обратите внимание на цвет (он должен быть теплым и нежным, как сливки) и на ее просвечиваемость, ведь главной отличительной чертой такого материала является способность пропускать свет. Особенно это касается мягкого фарфора: к нему относятся китайский, японский, французский и английский, по прозрачности он напоминает молочное стекло. И не забудьте постучать по краю посуды: высококлассный фарфор очень мелодично и долго «поет».

Преимущества : высшее качество, прочность, долговечность, тонкость и просвечиваемость, изысканный дизайн.

Недостатки : высокая цена.

Популярные бренды: MEISSEN и HEREND — фарфор, которым пользуется английская королева и Ротшильды. HEVILAND — Лиможский фарфор (Франция). VILLEROY & BOCH — декольный фарфор (Германия). WEDGWOOD — фарфор для королевского двора (Англия) и др.

Фаянсовая посуда гораздо более распространена, чем фарфор, и все благодаря ее приемлемой цене. По своим свойствам фаянс значительно уступает фарфору: он более пористый и менее прочный, впитывает влагу, да и глазурь чувствительна к перепадам температур (поэтому мыть такую посуду следует только в теплой воде). Фаянс не пропускает свет даже в самом тонком месте. И если постучать по краю такой посуды, то послышится глухой низкий звук.

Преимущества : меньший вес, экологичность, практичность ежедневного применения, доступная цена.

Недостатки : невысокая прочность (на 15-25% ниже фарфора), простые формы и дизайн.

Гончарную посуду в обиходе мы чаще всего называем глиняной (название не совсем точное, ведь фарфор тоже производят из глин, но в языке закрепилось именно так). Она имеет красно-коричневый цвет и чаще всего покрыта глазурью только изнутри, для соприкосновения с пищей. Такая посуда в основном используется для приготовления (горшочки) и хранения еды (кувшины и крынки). Кто же не пробовал блюд из глиняных горшочков! Кстати, в них можно готовить еду без воды и масла.

Также встречается и столовая гончарная посуда. Есть из таких тарелок особенно приятно: они отлично сохраняют тепло, несут в себе деревенский колорит и создают уютную атмосферу за столом.

Стеклокерамика

Это материал нового поколения для изготовления посуды, обладающий массой преимуществ. Что же это такое? Сначала стекло обрабатывается при высоких температурах, а затем кристаллизуется — так и получается стеклокерамика. Этот материал не боится перепадов температур: такую посуду можно использовать для приготовления пищи в духовке или микроволновой печи, а также для заморозки продуктов — с ней ничего не случится.

Преимущества : прочность, экологичность, легкость в уходе, многофункциональность. Доступная цена.

Недостатки : не подходит для изысканной трапезы.

Самый популярный бренд: Luminarc (Франция) — огромный ассортимент посуды из ударопрочного стекла (от стаканов и чашек до тарелок и салатников) — идеальный вариант для ежедневного использования на кухне, к тому же очень бюджетно.

Стекло и хрусталь

Говоря о столовой посуде, нельзя обойти стороной бокалы, стаканы и рюмки. Этот набор предметов сервировки чаще всего называют столовым стеклом, но он не всегда производится именно из стекла. Еще одним прозрачным материалом для изготовления посуды для питья является хрусталь. В чем же разница? Все дело в прозрачности. «Но ведь стекло тоже прозрачное!» — скажете вы и будете правы. Но в сравнении стекла с хрусталем последний выигрывает. Это зависит от количества добавленного в состав свинца. Если содержание свинца выше 10%, то посуда уже может называться хрустальной. Хрустальная посуда высшего качества имеет в составе 30% свинца. Кстати, свинец добавляет посуде не только прозрачности, но также твердости и прочности. А еще хрусталь гораздо мелодичнее «поёт».

Преимущества хрусталя : прочность, идеальная прозрачность, возможность нанесения сложных рисунков.

Недостатки : сложность в уходе: чтобы хрусталь не терял блеск и не мутнел, периодически его нужно мыть в слабом растворе кислоты (уксус или лимонный сок) и вытирать полотенцем насухо. Высокая цена.

Преимущества стекла : Разнообразие форм и расцветок, доступная цена.

Недостатки : хрупкость.

Один из самых популярных элитных мировых брендов по производству хрусталя — Waterford crystals (Ирландия). В их изделиях содержится рекордное содержание свинца — 33%, процесс производства происходит вручную.

В России хрустальная посуда изготавливается с 1756 года на Гусевском Хрустальном заводе. Хрусталь, произведенный на заводе в г. Гусь-Хрустальный, по сей день популярен на родине, а также завоевал мировое признание.

Металлическая посуда

Для изготовления индивидуальных наборов посуды металл не используют, а вот для сервировочной столовой посуды общего пользования — вполне. Чаще всего это серебро, мельхиор (сплав никеля и меди) и нейзильбер (сплав меди и цинка). Важно, чтобы металлическая посуда имела защитное покрытие (серебрение, лужение, никелирование) хотя бы изнутри, иначе ее можно будет использовать только в декоративных целях.

Преимущества : декор стола необычными тарелками, сахарницами и кофейниками.

Недостатки : сложность в уходе, высокая цена (столовое серебро).

Посуда из дерева

Деревянная посуда непригодна для приготовления пищи, но зато отлично подходит для ее приема. Деревянные тарелки, миски и салатницы в основном распространены в России и странах Азии. Хотя в нашей стране традиция использования деревянной посуды уходит в прошлое, все мы помним бабушкины деревянные плошки и ложки с хохломской или городецкой росписью. Однако с приходом азиатской кухни в Россию вернулась и посуда из дерева, правда, с сохранением восточного стиля.

Деревянная посуда прекрасно сохраняет пищу, а иногда даже и обогащает ее новым вкусом, например, бочки из можжевельника или лиственницы идеальны для маринадов, также деревянная посуда «дружит» с маслом и медом. Важную роль играет то, из какого дерева изготовлена посуда: это должна быть лиственница или хвойные породы. Выбирайте тарелки с толщиной стенок 5-8 мм, на более тонких или толстых предметах трещины образуются быстрее. Будьте внимательны: на упаковке должно быть указано, что посуда предназначена для приема пищи. Если такой информации нет, то попросите у продавца гигиенический сертификат. Перед началом использования посуды из дерева ее нужно промаслить: вымыть, просушить и смазать растительным маслом (лучше всего подойдет льняное). Пусть масло впитается, затем вымойте посуду как обычно. Чтобы деревянная посуда служила вам долго, периодически повторяйте процедуру «промасливания».

Преимущества : прочность (не бьется), экологичность, природность и уют.

Недостатки : со временем темнеет, может накапливать запах пищи, нежелательно мыть в посудомоечной машине.

Бамбук

В продолжение азиатской темы к нам пришла мода не только на посуду из дерева, но и бамбука. Открываются целые магазины с изделиями из этого материала: одежда, постельное белье, подушки и одеяла, полотенца, предметы интерьера, ну и, конечно, посуда. Бамбук очень быстро растет — по несколько сантиметров в час, к тому же легко разлагается в почве или воде, поэтому считается экологичным и не токсичным, а главное, не нарушает баланс окружающей среды. Посуда из бамбука — отличный вариант для пикника, так как она очень легкая, к тому же не бьется.

Преимущества : экологичность, обладает антибактериальными, противомикробными и гипоаллергенными свойствами, не меняет цвет в процессе использования, можно мыть в посудомоечной машине. Доступная цена.

Недостатки : нельзя нагревать в микроволновой печи, нельзя замачивать — бамбук разлагается в воде.

Пластмассовая и бумажная посуда

Конечно, никому не придет в голову сервировать стол пластмассовой или бумажной посудой, разве что на пикнике. Именно поэтому такую посуду назвали одноразовой — после использования ее стоит выбросить. Посуда из пластика очень популярна именно благодаря своей практичности, но очень вредна для окружающей среды, ведь она практически не разлагается. К слову, по этой причине во Франции принят закон об отмене использования одноразовой пластиковой посуды с 2020 года. Удачным аналогом пластика является бумажная посуда: она более экологически чистая и не уступает по своим качествам. Тем не менее место использования одноразовой посуды — исключительно в походных условиях.

Преимущества : идеальный вариант для тех случаев, когда нет возможности вымыть посуду.

Недостатки : неэкологично, неэстетично.

Как видите, разнообразие материалов, из которых изготавливается столовая посуда, очень велико, и каждая хозяйка делает выбор, исходя из своих потребностей и предпочтений. Мудрые хозяйки имеют в наличии два столовых сервиза: для ежедневного использования и для торжественных случаев. На каждый день лучше выбрать более практичный и бюджетный вариант, например, качественный фаянс, посуду из дерева или бамбука. Для праздников или встречи гостей прекрасно подойдет изящный фарфор.

На заметку: было бы здорово иметь про запас пару дополнительных тарелок на тот случай, если тарелка из сервиза будет случайно разбита. И помните: столовая посуда обязательно должна быть удобной, гигиеничной и иметь эстетичный вид, независимо от того, из какого материала она изготовлена.

Красивая столовая посуда всегда являлась особой гордостью хозяек. Сервизы выставлялись в серванте на видном месте и использовались по большим праздникам.

Вся посуда интернет магазин украина предлагается по приятным ценам, качество представленной продукции соответствует мировым стандартам.

Какая посуда называется столовой

Из огромного количества кухонных принадлежностей посуда, используемая для подачи готовых блюд на стол и приема пищи, выделена в отдельную категорию.

Столовыми называют такие предметы посуды:

  • большие емкости для подачи первых блюд (супницы) и тарелки для них;
  • блюда и салатницы различных форм;
  • мисочки, плошки и пиалы;
  • чашки и кружки, а также подстаканники и блюдца.

Все эти предметы можно приобретать отдельно. В этом случае необходимо следить, чтобы они подходили друг к другу. Готовые наборы посуды облегчат сервировку. Существуют сервизы столовые, кофейные или чайные. Большие комплекты столовой посуды могут включать в себя все эти предметы.

Из чего изготавливается столовая посуда

Сегодня можно встретить тарелки и кружки, изготовленные из пластика, металла, стекла, керамики и других материалов. Современные потребители при выборе посуды пристальное внимание обращают на её качество и безопасность. Стекло и нержавеющая сталь обладают высокой стойкостью к агрессивной среде блюд, но наибольшую популярность имеет посуда из фарфора.

Фарфоровые сервизы привлекают своей красотой. Посуда из фарфора довольно прочная, её отличает белоснежный цвет и легкая прозрачность. Правда цена на такую посуду может быть довольно высокой.

Фаянсовые изделия непрозрачные и стойкость глазури у них несколько ниже, чем у фарфора, но такая посуда также имеет благородный вид.

Классические тарелки и кружки обладают округлой формой, большие блюда раньше могли быть овальными. Однако в последнее время ситуация кардинально изменилась. Современные дизайнеры всего мира предлагают посуду самых разных форм и расцветок.

Психологи утверждают, что цвет посуды способен влиять не только на настроение, но и на аппетит человека. Если ваш ребенок неохотно садится кушать, предложите ему яркую тарелку желтого, оранжевого или красного цвета.

Добавки захочется, если тарелка будет нежного розового или персикового цветов, поэтому людям, следящим за своим весом лучше выбирать посуду синих или сиреневых оттенков. Такие расцветки способствуют снижению аппетита. Справиться с сонливостью и упадком сил способна посуда зеленого цвета.

Столовый этикет смотрим в видео:


Столовая посуда - посуда, которой сервируют стол и в которой подают горячие блюда. История появления и перевоплощения столовой посуды складывалась на протяжении столетий, так как она неразрывно связана с культурой принятия пищи.

Корни искусства сервировки стола, наверно, следует искать во времена Итальянского Возрождения, когда купцы устраивали пышные застолья. Эти итальянские традиции обедов Екатерина Медичи, выходя замуж за французского короля Генриха II, захватила с собой во Францию. Но только при Людовике XIV, то есть во второй половине 17 века, во Франции были установлены первые правила сервировки стола и проведения торжественных обедов. Но именно это стало толчком для развития производства столовой посуды, и уже к середине 18 века никого не удивляло обилие фабрик, производящих фарфоровую и стеклянную посуду.

Эту моду подхватила Англия, именно ей в викторианскую эпоху (1837-1901) суждено было стать законодательницей и рьяной поборницей традиций сервировки стола. Виды столовой посуды достигли своего пика - от вилки для шоколада до 8 видов вилок для салата. Не удивительно, что именно в это время отмечается самый высокий в истории уровень производства столовой посуды.

Нынешнее время диктует свои условия, современные темпы жизни не позволяют нам посвящать приему пищи столь большого количества времени, как во времена царствования Виктории. Сервировка стола стала проще, а как следствие сократилось и количество столовой посуды. В обычной жизни мы обходимся небольшим набором, состоящим из двух-трех тарелок, салатника, чашки, вилки, пары ложек и ножа.

И всё же иногда, когда мы празднуем дома какое-нибудь событие, хочется накрыть стол по-настоящему, красиво и роскошно, как в старые добрые времена, когда вкусные блюда, расставленные на изысканно сервированном столе, являлись показателем культуры и вдохновляли гостей и хозяев на высокие беседы. Сервировка стола - это целое искусство, о котором мы обязательно поговорим в другой статье, а пока вернемся к нашей теме и посмотрим, какие виды столовой посуды используются сейчас.

Вид Название Описание
Столовая глубокая Тарелки диаметром 20-24 см и вместимостью 250-500 см 3 . Используется для подачи первых блюд, как горячих, так и холодных.
Столовая мелкая Тарелки диаметром 27-32 см. Используется для подачи вторых блюд (гарниров и блюд с гарнирами).
Закусочная большая Тарелки диаметром 26-31 см. Используется для подачи горячих и холодных закусок, холодных мясных блюд, сладких горячих блюд с соусом.
Закусочная мелкая Тарелка диаметром 20 см. Используется для подачи холодных закусок.
Десертная глубокая Тарелка диаметром 20 см. Используется для подачи десертов с соусами.
Десертная мелкая Тарелка диаметром 20 см, как правило, с волнистым краем или узором по ободку. Используется для подачи фруктов и сладких десертов.
Пирожковая Тарелка диаметром 16-18 см. Используется для подачи хлеба, гренок, пирожков.
Тарелка для рыбы Тарелка длиной 33-37 см и шириной 23-26 см. Используется для подачи блюд из рыбы.
Тарелка-кокиль Используется для закусочных блюд типа устриц, рагу, салатов.
Тарелка-менажница Используется для подачи нескольких видов гарниров и салатов, а также для подачи фондю.
Блюдо Круглые и овальные, квадратные и прямоугольные тарелки диаметром (длинной) 40-45 см. Используются для подачи холодных блюд из рыбы, мяса, птицы и дичи. Также на них можно выложить канапе.
Салатник Глубокие тарелки разных форм объемом от 120 см 3 . Используются для подачи салатов, свежих овощей, солений, маринадов и т.д.
Селедочница Продолговатая тарелка для подачи сельди и рыбных консервов.
Икорная тарелка Тарелка диаметром 15 см. Предназначена для подачи паюсной икры.
Яичная тарелка Предназначена для подачи яичницы.
Блюдце Тарелки, на которые ставят чашки или стаканы.
Розетка Блюдце диаметром 9-10 см. Используется для подачи джема, варенья или меда.
Креманка Глубокая тарелка диаметром 9 см (может быть на ножке). Используется для подачи желе, фруктовых салатов, свежих ягод.
Вид Название Описание
Чашки бульонные Чашки вместимостью 350-400 см 3 с одной или двумя ручками. Используется для подачи бульонов и супов-пюре.
Чашки чайные Чашки вместимостью 200-250 см 3 . Используется для подачи чая, какао и горячего шоколада.
Чашки кофейные Чашки вместимостью 75-150 см 3 . Самые маленькие используется для подачи кофе по-восточному, самые большие - для капуччино.
Кружка Чашка большого объема с ручкой. Предназначение такое же, как у чашки, но их применяют для повседневной жизни, для подачи на стол не пригодны.
Пиала Чашки вместимостью 220-400 см 3 . Используется для подачи зеленого чая и кумыса.
Кесе (кисэ) Чашки вместимостью до 900 см 3 . Используется для подачи лагмана, плова и подобных национальных блюд.

Специальная посуда

Вид Название Описание
Баранчики Блюда с крышкой для подачи: круглые - для горячих блюд из мяса, птицы и блинов; овальные - для горячих блюд из рыбы.
Ваза круглая Ваза диаметром 20-24 см с углублением, может быть одно-, двух- и трехъярусной. Используется для подачи фруктов. Может быть как на ножке, так и без нее.
Ваза плоская Ваза с плоской поверхностью. Используется для подачи тортов и пирожных.
Икорница В таких изящных вещицах подают зернистую икру.
Кокильница Раковина на подставке, как правило, металлическая. Используется для приготовления и подачи на стол рыбы и морепродуктов.
Кокотница Прибор объемом до 90 см 3 . В нем готовят и подают специальные горячие закуски, например, крабов или грибы в сметане.
Кофейник Прибор объемом 200-1000 см 3 для подачи черного кофе.
Кувшин с крышкой Прибор объемом до 2 литров для подачи воды, кваса и подобных напитков.
Молочник Прибор объемом 100-400 см 3 для подачи молока к кофе или чаю.
Пашотница Подставка для подачи очищенных яиц, сваренных в мешочек, к бульону. Также называется кастрюлька, напоминающая по форме половник, в которых эти яйца варятся.
Приборы для специй Небольшие емкости для соли, горчицы, перца и т.д. Масло и уксус подают в специальных бутылочках.
Рюмка Подставка для подачи яиц всмятку диаметром 5 см.
Салфетница Подставка для салфеток.
Сахарница Прибор объемом 100-400 см 3 для подачи сахара.
Сливочник Прибор объемом 50-200 см 3 для подачи сливок.
Соусник Прибор объемом 10-400 см 3 с ручкой и оттянутым носком. Используется для подачи сметаны и различных холодных соусов.
Хренница Прибор объемом 100-200 см 3 для подачи соуса хрена.
Чайник для заваривания Прибор объемом 100-600 см 3 для подачи заваренного чая.

Вся эта столовая посуда изготавливается в основном из фарфора и фаянса. Посуда, в которой не только подают, но и запекают блюда, чаще производятся из нержавеющей стали и мельхиора. Металлическими также часто являются приборы для специй и мелкая специальная посуда (например, мельхиоровая или серебряная икорница с хрустальной вставкой). Керамическая посуда более уместна, если вы подаете на стол соответствующие блюда национальной кухни.

Отдельной темой для разговора являются такие виды столовой посуды, как

Конспект занятия в средней группе
«Знакомство детей с классификацией посуды:
кухонная, столовая, чайная»

Цель: Познакомить детей с классификацией посуды - кухонная, столовая, чайная. Закрепить знания об обобщающем понятии посуда. Продолжать учить детей выделять существенные признаки посуды, различия и по различиям осуществлять классификацию посуды по назначению. Продолжать учить украшать посуду (чашку) , знакомыми элементами декоративного рисования. Вызвать интерес к занятию, умение чётко и правильно отвечать на вопросы воспитателя.

Наглядный материал: наборы кухонной, столовой и чайной посуды. Три стола накрытые красивыми скатертями.

Ход занятия

Воспитатель предлагает сесть полукругом на стульчики. Перед детьми стоят три стола, накрытых скатертями. На одном столе расставлены предметы разной посуды - кастрюля, сковородка, чайник, тарелки глубокая и мелкая.

Какие предметы вы видите на столе? (дети перечисляют все предметы, каждый называет только один предмет)

Для чего нужны все эти предметы? (Чтобы есть, готовить еду)

Как можно одним словом назвать предметы, которые нужны для приготовления пищи и для еды? (Посуда)

Итак, ребятки, мы с вами вспомнили, что такое посуда.

А теперь представьте, себе, что вам нужно встретить гостей. Сначала нам нужно приготовить обед - сварить суп, пожарить котлеты.

Как вы думаете, какую посуду мы сначала возьмём, для приготовления еды?

Например, нам нужно сварить суп. Какая посуда нам понадобится?

Отгадайте загадку

Варю я пищу вашу

К обеду - суп и кашу. (Кастрюля)

Иди, Женя, возьми кастрюлю и поставь её вот на этот столик.

Как называется место, где готовят еду? (Кухня)

Здесь у нас будет кухня.

«Ш-ш-ш, - шипит картошка, -

Подлейте маслица немножко».

Вот это жар, вот это да!

Раскалена (сковорода) .

Иди, Виталик, поставь сковородку, туда, где стоит кастрюля.

(Так дети называют и по очереди отставляют предметы посуды на отдельный столик) .

Обед приготовили. Теперь нужно положить еду в другую посуду.

Бывает глубокой, бывает и мелкой,

А называется... (тарелкой) .

Всю посуду мы назвали, но про что-то забыли. Посмотрите внимательно и назовите то, без чего никогда не садятся за стол (без ложки) .

Ложки, вилки и ножи за столом всегда нужны. Их называют столовыми приборами.

Эта посуда называется СТОЛОВАЯ

А сейчас, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте найти отгадку у меня на столе:

На столе стою, пыхчу,

Чаем угостить хочу.

Что это? (Чайник) .

Как вы догадались, что это чайник?

Игра «Собираем чайник» .

Дело сделали. Теперь можно и чайку попить. Но что - то с чайником случилось? Он разбился.

(Дети собирают части разрезной картинки «Чайник»)

На столе она стоит

Чай горячий в ней налит.

Что это? (Чашка)

Послушайте следующую загадку:

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то посмотри

Угощение внутри (Сахарница)

А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Подвижная игра «Найдите посуду»

Дети делятся на 2 команды, встают друг за другом. У противоположной стены на столе стоит посуда. По сигналу «Кухонная посуда» первая команда должна прыжками добраться до стола и взять предмет кухонной посуды. Для другой команды воспитатель дает команду «Столовая посуда».

Воспитатель обращает внимание детей. Посмотрите, ребятки, на этот стол. Для чего нужна вся эта посуда? (Чтобы приготовить еду) .

Еду готовят на кухне, и посуда, которая нужна для приготовления еды, называется КУХОННАЯ.

Дети вместе называют это слово, проговаривают.

Итак, еду мы приготовили. Сейчас нам надо накрыть стол для обеда.

Какая посуда нам понадобится для обеда?

(Дети называют посуду и ставят её на другой стол) .

Когда все предметы столовой посуды будут стоять на столе, воспитатель говорит:

Для чего нужна эта посуда? (Для обеда)

Посуда, которая понадобится для обеда, называется СТОЛОВАЯ.

Воспитатель предлагает повторить хором и несколько детей индивидуально.

Занятие продолжается, воспитатель обращает внимание детей на посуду, которая осталась на столе.

Ребята, как вы думаете, а эта посуда для чего нам пригодится?

(Чашка, блюдце, сахарница, чайник)

Чтобы пить чай.

Посуда, которая нам нужна, когда мы пьём чай, называется ЧАЙНАЯ.

Дети повторяют слово хором.

Мы сегодня узнали, что посуда бывает разная, потому что она по-разному используется. Она бывает кухонная, столовая, чайная.

Физкультминутка «Моем посуду»

Кран с водою мы открыли

(4 раза произвести вращательные движения кистью рук, как будто открыть кран)

И посуду перемыли

(положить правую ладонь на левую и совершить по ней круговые движения, как будто мыть тарелку)

Терли, терли, мыли, мыли

(те же движения, но левой рукой по правой)

Терли, терли, мыли, мыли

Все кругом в воде и мыле.

(Развести руки в стороны) .

II часть

Давайте попьем чаю. Но скучно пить чай из белых чашек.

Воспитатель показывает детям бумажные чашки.

А чтобы чашечки стали красивыми, давайте их украсим.

У меня есть кисточка (показывает) , с помощью её превратимся в мастеров. Воспитатель предлагает закрыть глаза.

Мы очутились в мастерской, и я вам предлагаю пройти за рабочие столы.

(На столах приготовлена акварельная краска, баночки с водой, кисточки, подставки, тряпочки) .

Дежурные раздают краски, кисточки, тряпочки. Дети украшают чашечки разными знакомыми элементами (круги, мазки, точки, палочки, колечки и т. п.)

Оценка работ.

После рисования дети самостоятельно убирают рабочее место (моют кисточки, стаканчики)

У детей, страдающих ОНР, необходимо развивать на занятиях лексико-грамматические навыки, фразовую речь, навыки связной речи, общепсихические процессы и внеречевые навыки. Эффективность всех коррекционных мероприятий может быть достигнута только в результате кропотливой, длительной систематической работы. Важным является использование самых разнообразных общепедагогических и частных методов и приёмов обучения, правильное чередование и дозирование разных видов деятельности, игровых ситуаций.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи.

Тема: Образование относительных имён прилагательных. Чайная посуда.

Цель. Развивать и активизировать словарь детей по лексической теме «чайная посуда», закреплять у детей практические навыки образования относительных имён прилагательных от существительных.

Образовательные задачи:

1. Активизировать номинативный словарь детей по теме «Чайная посуда».
2. Закреплять у детей навыки образования относительных имён прилагательных от существительных.
3. Продолжать учить детей навыкам построения фразы при ответе на поставленный вопрос.

Коррекционные задачи:

1. Продолжать развивать у детей произвольное слуховое внимание в игре «Командиры».
2. Продолжать развивать у детей общедвигательную координацию при проведении физкультминутки.
3. Продолжать развивать у детей глубину вдоха и продолжительность речевого выдоха в упражнении на поддувание «Чашки с ароматом».
4. Развивать у детей зрительный гнозис при восприятии наложенных контурных изображений.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей познавательные мотивы деятельности, интерес и желание заниматься.

Оборудование:

Картинки с изображением посуды из разного материала и натуральные предметы посуды. Предметные картинки с изображением предметов чайной посуды.
- Кукла Люда и чайная посуда (кукольная посудка).
- «Чашки с ароматом» — индивиуально-раздаточный материал для поддувания.
- Таблицы для восприятия наложенных контурных изображений предметов чайной посуды.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приветствие детей. Сосредоточить их внимание на готовности к занятию.

Игра «Командиры». Дети выполняют речевые инструкции логопеда только, когда слышат слово «Командиры!»:

Командиры, хлопнули! – Командиры, топнули! – Погладили животик! – Пусть зевнёт наш ротик! – Повернулись влево, хлопнули, да топнули! – Командиры, кисти рук в «замочек», потянем их разочек! – Командиры, руки вверх, кисти вниз! — Командиры, руки опустить пора, вот и кончилась игра!!!

2. Закрепление пройденного материала.

а) Отгадывание загадки и припоминание темы прошлого занятия.

Из горячего колодца через нос водица льётся.

А колодец — то пузатый, с одной рукой и в шляпе! (чайник)

О чём мы говорили на прошлом занятии?

Назовите посуду, которую запомнили!

б) Образование относительных имён прилагательных.

Будем отвечать на вопросы полным ответом:

Посуда, которая помогает нам готовить на кухне, это какая посуда? (Посуда, которая помогает нам готовить на кухне – это кухонная посуда)

Посуда, которую ставят на стол для обеда это какая посуда? (Посуда, которую ставят на стол для обеда – это столовая посуда)

Из чего может быть сделана посуда? Рассмотрим посуду из разного материала и правильно назовём, какая она!

Ложка из дерева (какая?) – ложка из дерева — деревянная ложка.
- Кувшин из стекла (какой?) – кувшин из стекла – стеклянный кувшин.
- Супница из фарфора (какая?) – супница из фарфора – фарфоровая супница.
- Нож из стали (какой?) – нож из стали – стальной нож.
- Миска из глины (какая?) – миска из глины – глиняная миска.
- Сковорода из чугуна (какая?) – сковорода из чугуна – чугунная сковорода.
- Ведро, покрытое эмалью (какое?) – ведро, покрытое эмалью – эмалированное ведро.
- Самовар из меди (какой?) – самовар из меди – медный самовар.

Итог логопедического занятия. На какой вопрос отвечали? Из чего делают посуду? Какая бывает посуда?

3. Работа по новой теме: «Чайная посуда».

а) Сообщение темы занятия при отгадывании авторской загадки о чайной чашке.

Донце, стенки тонкие, фарфоровые, звонкие!
Фу – ты! Ну — ты! Ручка в бок!
Жду гостей я на порог!
Наливают в меня чай, говорят:
«Друзей встречай!»

Будем говорить о чайной посуде. Почему говорят: «чайная» посуда? Для чего нужна чайная посуда? А вы знаете какую- нибудь чайную посуду?

б) Развитие номинативного словаря по теме «чайная посуда».

Игровая ситуация «Кукла Люда и чайная посуда».

Кукла Люда хочет угостить нас чаем! У Люды есть специальная посуда для чая. Как она называется? (Для чая – чайная посуда)

Сначала дети по предметным картинкам узнают и запоминают названия предметов чайной посуды:

Заварочный чайник.
Молочник.
Сахарница.
Чайная чашка.
Чайное блюдце.
Для конфет – конфетница.
Для салфеток – салфетница.
Чайные ложечки.

Фу – ты! Ну – ты! Ручка в бок! (Переступить ногами на месте, руку на пояс!)
Жду гостей я на порог! (руки в стороны)
Выпьем чай до донышка! (Наклон вниз, руками касаемся пола)
Улыбнёмся солнышку! (Потянулись на носочках, руки вверх, улыбаемся)

Затем, расставляем предметы кукольной посуды на столе – сервируем стол.

Поможем Люде накрыть на стол. Назовём, какую чайную посуду ставим! (Дети называют предметы чайной посуды, закрепляя её названия).

А сейчас помоем руки и будем пить чай!

в) Развитие речевого дыхания.

У вас в чашках чай с разным ароматом. Назовём, какой чай в чашках!

Чай с лимоном – лимоновый чай.
- Чай с мятой – мятный чай.
- Чай с цветами – цветочный чай.
- Чай с малиной – малиновый чай.

Была холодная вода, вскипятили – вот беда!
Ох! Горячий кипяточек, остудим слегка чаёчек!
Ароматно пахнет, всем гостям приятно!

Как нам остудить очень горячий чай? Подуем, тогда остудим чай и почувствуем аромат! Дети дуют на чашки, язык у них «лопаточкой», сдувают с чашек «лимончики», «малинку» и т.д., вдыхают вкусный аромат.

4. Зрительный гнозис.

Хорошо запомнили чайную посуду? Сможете узнать её, беспокоится кукла Люда? Чайная посуда спряталась, нужно найти, обвести её пальчиком и правильно назвать! Дети узнают предметы чайной посуды по таблице с наложенными контурами, обводят каждый предмет посуды указкой или пальчиком и называют его: это сахарница, это чайник, это чайная чашка, это молочник, это чайное блюдце, это конфетница.

5. Итог логопедического занятия.

– О чём мы говорили на занятии? Какая бывает посуда? Какую посуду запоминали? Кому помогали на занятии?

Кукла Люда благодарит нас, ребята! Помогли мы ей накрыть на стол и запомнить чайную посуду. «Вы, ребята, теперь мои друзья! Приходите ко мне в гости, я буду вам очень рада!», — говорит Люда. И ты, кукла Люда приходи к нам ещё! Приглашаем тебя пить чай у нас в группе.

Дереча Лариса Ивановна,
учитель-логопед,
БДОУ Детский сад компенсирующего вида № 245,
г. Омск

© ebergardt.ru, 2024
Строим вместе