Торпедные катера проекта 206 м. Торпедный катер пр.206. Вспомогательная энергетическая установка

21.01.2024

Вооружение

Артиллерийское

  • 1х1 76 мм АК-176М – 300 выстрелов;
  • 1х6 30 мм АК-630М – 5000 выстрелов;
  • Система управления огнём МР-123 «Вымпел-А».

Противокорабельное

  • 2х1 ПУ КТ-97М ПКРК «Термит» (2 ПКР П-15М).

Зенитно-ракетное

  • 1х4 ПУ ЗРК «Стрела-3М» - 16 ЗУР.

Ракетные катера проекта 206МР шифр «Вихрь» - тип советских ракетных катеров разработанных на базе торпедных катеров проекта 206М в ЦКБ «Алмаз» под руководством А. П. Городянко. Катера предназначались для уничтожения крупных кораблей противника в прибрежных районах военно-морских баз и охраны водного района. При небольшом полном водоизмещении в 257 тонн катер получил мощное ударное и артеллеристкое вооружение: 2 ПУ ПКР П-15М «Термит», одну 76-мм артустановку АК-176 и один 30-мм автомат АК-630М с РЛС управления «Вымпел». С 1976 по 1983 год на Средне-Невском судостроительном заводе (пос. Понтонный около Ленинграда) для ВМФ СССР было построено 12 катеров данного проекта. На экспорт не постовлялись.

Описание конструкции

Корпус

Катер имеет гладкопалубный стальной корпус с носовым малопогруженным крылом с круглоскулыми обводами в носовой части и управляемой транцевой плитой с остроскулыми обводами в кормовой части. На палубе расположена протяжённая надстройка из облегчённого сплава АМГ с боевой рубкой и открытым ходовым мостиком в носовой части. Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 5 баллов на скоростях до 35 узлов и при 4 баллов без ограничений.

Схема общего расположения РКА проекта 206МР

Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 10 отсеков:

1. Форпик; 2. Кубрик №1 на 12 человек, артпомещение, цистерна пресной воды; 3. Кубрик №2 на 5 человек, каюта мичманов; 4. Каюты офицеров, тамбур, топливные цистерны; 5. Машинное отделение №1; 6. Пост дистанционного управления главными механизмами, ПЭЖ, топливная цистерна; 7. Машинное отделение №2; 8. Пост предстартовой подготовки ракет №1, топливная цистерна; 9. Пост предстартовой подготовки ракет №2; 10. Ахтерпик.

Катер оставался на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков.

Главная энергетическая установка

ГЭУ трёхвальная с тремя дизелями главного хода М-504 по 5000 л.с. каждая машина с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передавали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты.

Вспомогательная энергетическая установка

Электроэнергетическая система переменного тока включала 1 дизель-генератор ДГ-200 мощностью в 200 кВт и 1 дизель-генератор ДГ-100 мощностью в 100 кВт, расположенных по одному в двух машинных отделениях.

Вооружение

Противокорабельное вооружение

ПКР П-15М «Термит»

На катерах проекта 206МР устанавливались 2 ненаводящиеся, нестабилизированные, небронированные, неамортизированные контейнерные пусковые установки КТ-97М для пуска противокорабельных ракет П-15М «Термит» со складывающимися и автоматически раскладывающимися после старта крыльями. ПУ расположены в кормовой части по одной с каждого борта, имеют постоянный угол возвышения. Модернизированные ПКР П-15 «Термит» имели дальность полета 80 км. на высоте 25-50 м., маршевую скорость 350 м/с, массу боевой части 480 кг.

Зенитное ракетное вооружение

Катера комплектовались зенитной ракетной установкой и несколькими ПЗРК с полным боекомплектом 16 ЗУР ближней самообороны «Стрела-3». Зенитная установка размещена на корме и представляет собой стабилизированную морскую тумбовую установку с четырьмя направляющими для пуска 4-х ЗУР «Стрела-3». Скорость ЗУР 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 до 4500 метров, по высоте - от 15 до 3000 метров при скорости цели до 310 м/с.

Артиллерийское вооружение

Артиллерия катеров включает одну одноствольную автоматическую 76-мм артиллерийскую установку башенного типа АК-176 с длинной ствола 59 калибров, расположенную в носовой части.

Темп стрельбы установки составляет 30, 60 или 75 выстрелов/мин. на ствол, после 75 выстрелов требуется перерыв в стрельбе в течении 30 минут. Охлаждение ствола непрерывное наружное, забортной водой со скоростью 3,5 м/с, которая пропускалась между кожухом и моноблоком. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы по надводным целям до 15 км. Питание автоматов непрерывное, обойменное, с двух сторон. Боезапас АК-176 – 316 выстрелов. Башня изготовлена из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61 толщиной 4 мм.

На корме катеров для борьбы с низколетящими целями размещен шестиствольная 30-мм артиллерийская установка-автомат АК-630М с длинной стволов 54 калибра, двумя ленточными магазинами на 2000 патронов и запасной лентой в 1000 патронов каждый. Дальность стрельбы – 4000 м, скорострельность - 4000-5000 выстрелов/мин. В нормативном режиме стрельба ведётся 4-5 очередями по 20-25 выстрелов начиная с предельной дальности, на дистанции наиболее эффективного огня огонь ведётся очередями по 400 выстрелов с перерывом между очередями в 3-5 секунд.

Средства связи, обнаружения и управления огнём

Для автоматического правления артиллерийским огнём катера оснащались МР-123 «Вымпел-А», на случай выхода из строя носовая АУ АК-176М могла вести огонь в ручном режиме, а кормовая АК-630 с визирной колонки. Противокорабельный комплекс П-15М «Термит» управлялся с РЛС «Рангоут» (начиная с шестого корпуса - 4Ц53 «Гарпун»), навигационная РЛС «Омега» (отсутствует на катере Р-15).

Построенные корабли

Всего с 1976 по 1983 года на Средне-Невском судостроительном заводе построили 12 катеров проекта 206МР. Семь кораблей остались служить на Балтийском флоте, в последующем 1 переведён на ЧФ, а ещё 4 катера в конце 90ых переведены в состав Каспийской Военной флотилии. Пять катеров сразу же после принятия в состав флота по внутренним водным артериям были переведены на Черноморский флот, где служили вплоть до развала Советского Союза. С разделом Черноморского флота СССР 5 катеров вошли в состав Военно-Морского флота Украины, один из них «Р-15» в конце 90ых годов был продан Грузии и вошёл в состав её флота под именем «Тбилиси». Во время Принуждения Грузии к миру (август 2008 г.) ракетный катер был захвачен в порту города Поти русскими десятниками и уничтожен. Ракетный катер «Р-44» модернизированный по проекту 2066 остался служит в составе российского Черноморского флота.

Название Заводской № Заложен Вступил в строй Служба Примечание
Р-27 №241 ? 31.12.1977 БФ; КВФ Списан в 2002 г.
Р-44 №242 ? 30.09.1978 БФ; ЧФ В 1985 г. модернизирован по проекту 2066. Списан в 2008 г.
Р-50 №243 ? 30.12.1978 БФ; КВФ С августа 2008 г. «Карачаево-Черкесия»
Р-221 №244 ? 30.12.1978 БФ Списан в 1998 г.
Р-254 №245 ? 10.01.1979 БФ Списан в 1994 г.
Р-260 №246 ? 21.12.1979 ЧФ; ВМС Украины С января 1996 г. «Умань». Списан в 2004 г.
Р-262 №247 30.11.1979 12.12.1980 ЧФ; ВМС Украины С января 1996 г. «Прилуки».
Р-265 №248 ? 15.11.1980 ЧФ; ВМС Украины С января 1996 г. «Каховка». Списан в 2012 г.
Р-251 №249 ? 05.06.1981 ЧФ; ВМС Украины С января 1996 г. «Цюрупинск». Списан в 2001 г.
Р-15 №250 ? 29.10.1981 ЧФ; ВМС Украины; ВМС Грузии С января 1996 г. «Конотоп», с 1999 г. «Тбилиси». Потоплен в Поти в 2008 г.
Р-25 №251 ? 28.02.1983 БФ; КВФ С мая 2005 г. «Боровск»
Р-30 №252 ? 30.12.1983 БФ; КВФ С мая 2005 г. «Будёновск»

В составе флотов

После развала Советского Союза 6 катеров отошли ВМФ России (все Балтийские), а из 6 Черноморских - пять были переданы в состав ВМС Украины, один остался в составе ВМФ России.

ВМФ России

После развала СССР 4 ракетных катера Балтийского флота проекта 206МР: «Р-25»; «Р-27»; «Р-30» и «Р-50» по внутренним водным артериям переведены на Каспийскую Военную флотилию. Один из них «Р-27» в апреле 2002 г. был выведен из состава флотилии и списан, три оставшиеся на конец 2014 г. всё ещё продолжают нести службу в составе флотилии. РКА «Р-44» после раздела Черноморского флота продолжил службу в составе ВМФ России. Катер входил в состав 295-го Сулинского дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров с базированием на Карантинную бухту Севастополя. К 2005 году находился в отстое. 05.10.2008 на корабле был спущен Военно-Морской флаг, и корабль был выведен из состава флота. 17.03.2009 г. катер был переведен из Каратнтинной бухты в Инкерманск. В марте-апреле 2009 года катер был разделан на металл на судоразделочной базе в Инкермане.

ВМС Украины

Конотоп U150 (до 12.08.1997 Р-15): Ракетный катер «Р-15» проекта 206МР был построен на Невском заводе в Ленинграде, вступил в строй Черноморского флота 29.10.1981 г. Входил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров, базировавшейся на пос. Черноморское. После развала СССР перешел в Севастополь. 12.08.1997 г. катер был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины, где был переименован в «Конотоп» (бортовой - «U150»). 30.06.1999 г. по предварительной договоренности правительств Украины и Грузии состоялась передача катера грузинскому военному флоту, который до этого прошел ремонт в Украине.

Цюрупинськ U151 (до 10.01.1996 Р-251): Ракетный катер «Р-251» проекта 206МР вступил в состав Черноморского флота в 1981 году, и входил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров, базировавшейся на пос. Черноморское. После развала СССР он 30 декабря 1995 года был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины, где был переименован в «Цюрупинськ» (бортовой - «U151»). Ракетный катер был списан на слом в 2002 году и разобран на металл турецкой фирмой в месте базирования в том же пос. Черноморское.

Умань U152 (до 10.01.1996 Р-260): Ракетный катер «Р-260» был построен на Средне-Невскиом ССЗ (пос.Понтонный), заводской №246, вступил в строй Черноморского флота в 1979 г. Катер ходил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров, базировавшейся на пос. Черноморское. После развала СССР он 30 декабря 1995 года был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины, и там и переименован в «Умань» (бортовой - «U152»). В боевой состав ВМСУ катер так и не был введен, и после длительного отстоя катер в 2008 г. был исключен из списков и продан на металл частной фирме. Корпус ракетного катера со срезанными надстройками в декабре 2008 г. был отогнан к причалам частной судоразделочной фирмы у западного берега бухты Стрелецкой. Там он простоял вплоть до конца декабря 2010 года, когда от поступления забортной воды внутрь корпуса он затонул прямо у причала. В феврале 2011 г. катер подняли при помощи водолазов и плавкрана, однако через два дня корпус катера снова затонул на том же самом месте. В конце августа 2011 г. корпус вновь подняли на поверхность, заделав течи в корпусе и осушив отсеки. В сентябре 2011 г. корпус катера был отогнан на СМЗ, где он и находится в настоящее время. В начале «НУЛЕВЫХ» данный ракетный катер так же собирались продать ВМС Грузии, но из за плохого технического состояния сделка не была осуществлена.

Прилуки U153 (до 10.01.1996 Р-262): Ракетный катер «Р-262» проекта 206МР был заложен 30.11.1979 г. на Средне-Невском судостроительном заводе (заводской №247), вступил в строй 12.12.1980 г. Катер входил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров Черноморского флота, базировавшейся на пос. Черноморское. После распада СССР он 30.12.1995 г. был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины. В 1996 году ракетный катер был включен в состав Военно-Морских Сил Украины, и 10.01.1996 г. получил новое название «Прилуки», с присвоением бортового номера «U153». За время нахождения в составе ВМС Украины на счету катера многочисленные артиллерийские, а так же ракетные стрельбы основным комплексом (в 1999 г.). Ракетный катер участвовал в учениях «Си Бриз», «Фарватер мира», BLACKSEAFOR, в парадах в честь ВМС Вооруженных Сил Украины и ЧФ РФ, сборах-походах кораблей ВМСУ. 20.03.2014 г. на корабле был спущен флаг ВМС Украины, и поднят флаг ВМФ России. 11.04.2014 г. ракетный катер «Прилуки» без флагов опознавания был выведен из Севастополя российскими буксирами за пределы 12-ти мильной территориальной зоны, где был передан украинскому гражданскому буксиру «Бакай» (Одесса) для буксировки в порт города Одесса.

Каховка U154 (до 10.01.1996 Р-265): Ракетный катер «Р-265» проекта 206МР был построен на Средне-Невском судостроительном заводе (заводской №248), вступил в строй 15.11.1980 г. Катер входил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров Черноморского флота, базировавшейся на пос. Черноморское. В 1990 г. катер получил название «Комсомолец Татарии», а с 15.02.1992 г он был вновь переименован в «Р-265». После распада СССР он 30.12.1995 г. был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины. В 1996 году ракетный катер был включен в состав Военно-Морских Сил Украины, и 10.01.1996 г. получил новое название «Каховка» в честь одноименного украинского города, с присвоением бортового номера «U154». За время нахождения в составе ВМС Украины на счету катера многочисленные артиллерийские, а так же ракетные стрельбы главным корабельным комплексом (в 1997 г.). В августе 2008 г. когда отряд российских боевых кораблей ЧФ возвращался от берегов Грузии, РКА «Каховка» встал на фарватере Севастопольской бухты и пытался воспрепятствовать заходу боевых кораблей ВМФ России. Но катер заглох и был снесён течением к берегу, после чего буксир ВМС Украины оттащил его к причальной стенке. Это был последний выход ракетного катера в море. Распоряжением Кабинета Министров Украины № 878-г от 07.11.2012 г. в связи с истечением установленных сроков службы, потерей тактико-технических характеристик и нецелесообразностью восстановления корабль был исключен из состава Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины. В декабре того же года корабль был разоружен. После полутора лет в отстое в Стрелецкой бухте Севастополя, 24.04.2014 г. корпус ракетного катера «Каховка» был отбуксирован в Инкерман для разделки на металл.

ВМС Грузии

В июне 1999 г. состав ВМС Грузии пополнился самым крупным на тот момент боевым кораблём. Им стал бывший РКА ВМС Украины «Конотоп», получивший в грузинском флоте новое название «Тбилиси и бортовой №302. В последующие 10 лет катер не раз выходил в море для участия в совместных учениях с флотами всех причерноморских государств, но из за слабо подготовленного экипажа особо ни где не проявил себя. В 2006, 2007 и первой половине 2008 годах несколько раз выходил на боевую службу к берегам Абхазии, участвовал в блокаде морских перевозок между портами Абхазии и Турции. В начале августа 2008 г. ракетный катер в последний раз вышел в море, но вскоре был вынужден вернутся в порт города Поти из за поломки дизелей (по непроверенным данным поломка машин была дезинформацией, на самом деле катер в ночь на 9 августа участвовал в боестолкновении с кораблями российского Черноморского флота и получил серьёзные повреждения). Как бы то ни было 13 августа 2008 года брошенный своим экипажем ракетный катер «Тбилиси» был подорван российскими военнослужащими у причала в порту г. Поти в ходе операции по принуждению Грузии к миру (военный конфликт 08-13 августа 2008 года между грузинской и южно-осетинской сторонами). В ходе последующего пожара ракетный катер выгорел практически полностью, затонув у причала.

Источники

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. - СПб.: Галея Принт, 2005. - Т. II. Ударные корабли. Часть II. Малые ракетные корабли и катера

Галерея

Справочник содержит сведения о корабельном составе ВМФ СССР по состоянию на декабрь 1991 г. Однако в нем прослежена судьба кораблей советского флота до 2001 г. Приведены данные по находившимся в строю, строившимся и проектировавшимся боевым кораблям, их названиям, заводским номерам, датам закладки, спуска, вступления в строй, вывода из боевого состава флота, модернизаций или переоборудования, предприятиям (заводам, фирмам)-строителям и фирмам-проектантам. Рассказано об особенностях проектов, проектировании, строительстве, ремонтах и модернизациях, наиболее характерных авариях и важных этапах активной службы. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы всех проектов и их модификаций, многочисленные фотографии. Справочник издается в четырех томах: т. I. Подводные лодки (в двух томах); т. II. Ударные корабли (в двух томах); т. III. Противолодочные корабли; т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. В приложениях к каждому тому приводятся основные тактико-технические характеристики вооружения кораблей советского и российского ВМФ: ракетного, артиллерийского, противолодочного, радиотехнического и авиационного. Справочник составлен по материалам открытой отечественной и зарубежной печати. Впервые корабельный состав ВМФ СССР представлен с максимально возможной полнотой. Рекомендуется всем, кто интересуется состоянием и развитием отечественного флота.

Торпедные катера пр. 206 – 50 (6)

Основные ТТЭ

Водоизмещение, т:

– стандартное 129

– полное 161

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по ВЛ) 34,6 (33,6)

– ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) 6,74 (5,6)

– осадка 1,72

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 21 (2)

Автономность по запасам провизии, сут 5

Главная энергетическая установка:

– тип дизельная

– количество х тип (суммарная мощность, л. с.) ГТД ЗхМ 503 (15 000)

– количество х тип движителей 3 х ВФШ

Скорость хода наибольшая, уз до 45-46

Дальность плавания, мили:

– ходом 14 уз 2 000

– ходом 37 уз 750

Вооружение:

Артиллерийские комплексы:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 2 х 2-30/71 (АК-230)

– СУАО «Рысь» (МР-104)

Торпедное:

– количество ТА х труб (тип ТА) …. 4 х 1-533-мм (палубные неповоротные)

– боезапас 4 торпеды 53-56

Радиоэлектронное:

– РЛС обнаружения ВЦ и НЦ «Баклан»

Торпедный катер пр. 206 (шифр «Шторм») спроектирован в ЦКБ-5 (с 1967 г. – ЦМКБ «Алмаз») под руководством П.Г. Гойнкиса на базе ракетного катера пр. 205. Это предопределило сущность многих технических решений в этом проекте, прежде всего по составу и мощности главной энергетической установки в части, касающейся артиллерийского вооружения и т. п. Катера пр. 206 имели несколько меньшее, чем катера пр. 205, водоизмещение и размерения, что позволило обеспечить им более высокую скорость хода. Данные корабли классифицировались как большие торпедные катера (БТКА) и предназначались для борьбы с транспортами и слабо вооруженными надводными кораблями.

В период с 1960 г. по 1974 г. для советского флота было построено 50 катеров пр. 206: по 25 единиц на Ярославском и Сосновском ССЗ.

Кроме того, на тех же заводах на экспорт построили еще 41 корабль, из которых 11 в разобранном виде передали правительству Югославии. В конце 1970-х годов продавались за рубеж и те катера пр. 206, которые входили в состав ВМФ . Всего было продано 66 кораблей данного проекта, включая специально строившиеся на экспорт. Они входили в состав флотов Анголы, Болгарии, Египта, ГДР, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, КНДР, Вьетнама, Югославии и Островов Зеленого Мыса.


1 – 30-мм АУ АК-230; 2 – ходовая рубка; 3 – АП РЛС «Баклан»; 4 – АП станции «Нихром» (системы опознавания); 5 – ходовой мостик; 6 – репитер гирокомпаса; 7 – визирная колонка СУАО «Рысь»; 8 – АП РЛС СУАО «Рысь»; 9 – 533-мм ТА; 10 – бомбосбрасыватели.



Помимо катеров пр. 206 для ВМФ СССР в 1974 – 1975 гг. на Средне-Невском ССЗ

(г. Ленинград) построили четыре корабля пр. 205Т (зав. № 450 – 453, в корпусе катера пр. 205У, но с четырьмя 533-мм ТА вместо ПУ противокорабельных ракет). В 1976- 1977 годах для правительств Сомали и Эфиопии были построены еще четыре таких же катера по пр. 205ЭТ, но с глубинными бомбами вместо 533-мм ТА.

В декабре 1991 г. в составе советского флота оставались лишь шесть катеров пр. 206 и пр. 205Т.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе российского флота оставалось два катера пр. 206.

ТК-127 (зав. № 450, пр. 205Т). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): ; 30.01.1974 г.

Входил в состав ЧФ (первоначально базировался в Потийской ВМБ, а с декабря 1991 г. – в Новороссийской ВМБ). В декабре 1993 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации.

ТК-72 (зав. № 172). Ярославский ССЗ: 30.12.1975 г.

Входит в состав КФл. В декабре 2002 г. корабль предполагалось исключить из боевого состава флота.

ТК-373 (зав. № 226). Ярославский ССЗ: 1974 г.

Входил в состав ЧФ. В мае 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове, в марте 1992 г. исключен из боевого состава флота и летом 1996 г. в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобран на металл.

ТК-174 (зав. № 3206). Сосновский ССЗ: ; 1967 г.

Входил в состав ЧФ. В мае 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове, в сентябре 1994 г. исключен из боевого состава флота и летом 1996 года в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобран на металл.

ТК-94 (зав. № 3224). Сосновский ССЗ: 1969 г.

Входил в состав ЧФ. В мае 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове, в апреле 1992 г. исключен из боевого состава флота и осенью 1994 года в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобран на металл.

ТК-118 (зав. № 226). Сосновский ССЗ: 30.11.1972 г.

Входит в состав КФл. В декабре 2002 г. корабль предполагается исключить из боевого состава флота.

Спроектированы ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз") под руководством главного конструктора П.Г. Гойнкиса. Тактико-техническое задание утвердили 24 мая 1955 года. Катера дальнего действия предназначались для ведения торпедных атак в прибрежных районах и в ближней морской зоне.

Корпус катера сварной из высоколегированной стали с комбинированными круглоскулыми обводами в носовой половине и остроскулыми в кормовой. Палуба прямая по всей длине катера. В средней части расположена протяжённая надстройка с боевой рубкой и открытым ходовым мостиком. Надстройка выполнена из лёгких сплавов. Для улучшения условий смыва при радиоактивном заражении стык палубы с бортом и верхняя часть надстройки были скруглены.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Кубрик на 6 мест, артпомещение;
  3. Кубрик на 11 мест;
  4. Машинное отделение №1;
  5. Машинное отделение №2;
  6. Каюты офицеров и мичманов, бытовые помещения;
  7. Артпогреб, кладовые;
  8. Румпельное отделение;
Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 5 баллов на скоростях до 30 узлов, а при 4-балльной волне никаких ограничений на скорость катера не налагалось.

Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-503А по 4000 л.с. каждый с реверсивной муфтой, обеспечивающей передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала. Реверсивная муфта смонтирована в литом алюминиевом картере, который крепится при помощи фланца к картеру дизеля. Между валом реверсивной муфты и валом отбора мощности устанавливается редуктор, который через валопровод передоёт вращение на винт фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Двигатели устанавливаются на четырех лапах с резиновыми амортизаторами и жестко крепятся болтами. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.

Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 220 В включает три дизель-генератора (ДГ) мощностью по 28 кВт каждый.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230 с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".

Система управления торпедной стрельбой состояла:

  • из ПУТС "Онега", который вырабатывал элементы движения подводной цели и решал торпедный треугольник, в состав прибора входили:
    • торпедный автомат стрельбы ТАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность, направление и решал торпедный треугольник, а также вводил данные в головки самонаведения торпед.
  • Информация о цели шла в систему ПУТС от РЛС кругового обзора МР-102 "Баклан".
Система «Онега-4» позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по надводной цели одиночно и залпом дистанционно.

Катера комплектовались гирокомпасом, РЛС кругового обзора МР-102 «Баклан», РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь", РЛС опознавания «Нихром», а также дымовыми шашками МДШ.

РЛС МР-102 «Баклан» кругового обзора, предназначенная для навигации и целеуказания торпедному оружию. Станция сантиметрового диапазона обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера.

Система управления огнем корабельной 30-мм артиллерии состояла:

  • из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Рысь" в состав которого входили:
    • центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-104 "Рысь" управлял 2 автоматами выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 30-мм артиллерии.
  • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-104 "Рысь".

РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 30-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 26 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Строительство проводилось на заводе №345 в г. Ярославле(20), на заводе №640 в Сосновке(25) и на Средне-Невском заводе №363 в п. Понтонный(5).

Головной катер вошёл в строй флота в октябре 1960 года.


Тактико-технические данные БТКА проекта 206 Водоизмещение: стандартное 129 тонн, полное 152 тонны. Длина наибольшая: 34,2 метра
Ширина наибольшая: 6,74 метра
Осадка полная: 1,5 метра
Силовая установка: 3 дизеля М-503А по 4000 л.с.,
3 винта
Электроэнергетическая
система:
Скорость хода: полная 45 узлов, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 800 миль при 30 узлах, 1400 миль при 14 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 30-мм автомата АК-230 от РЛС УАО МР-104 "Рысь"
торпедное: 4х1 533-мм ТА ОТА-53-206 от ПУТС "Онега-4"
противолодочное:
радиотехническое: РЛС МР-102 "Баклан", РЛС опознавания "Нихром"
навигационное: 1 гирокомпас, эхолот, лаг
химическое: ? дымовые шашки МДШ
Экипаж: 21 человек (2 офицера)

Всего построено катеров с 1960 г. по 1974 г. - 50 единиц.

    Большие торпедные катера проекта 206М "Шторм"
- это модернизированный вариант разработанный в ЦМКБ "Алмаз" под руководством И.П. Пегова и А.П. Городянко в 1967 году. Проект предусматривал увеличение размеров корпуса, установку носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плиты, а так же усиление артиллерийского вооружения.

Корпус катера гладкопалубный, стальной, удлиненный на 4 метра в кормовой части для расположения 57-мм артустановки. В средней части находится протяжённая надстройка из лёгких сплавов. Ходовую рубку сместили в переднюю часть надстройки, что улучшило оперативный обзор. Для улучшения условий смыва при радиоактивном заражении стык палубы с бортом и верхняя часть надстройки скруглены.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 10 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Кубрик №1, артпомещение;
  3. Кубрик №2;
  4. Каюты мичманов, бытовые помещения;
  5. Машинное отделение №1;
  6. Пост дистанционного управления главными механизмами;
  7. Машинное отделение №2;
  8. Топливные цистерны;
  9. Артпогреб;
  10. Румпельное отделение;
Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал без ограничений при волне до 5 баллов на скоростях до 35 узлов, а при 4-балльной волне на скорости катера до 44 узлов.

Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-504 по 5000 л.с. каждый с реверсивной муфтой, обеспечивающей передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала. Между валом реверсивной муфты и валом отбора мощности устанавливается редуктор, который через валопровод передоёт вращение на винт фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 2 500 часов, а полный ресурс - 10 000 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 4 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ОТА-53-206 с ПУТС "Онега-4", расположенных побортно под углом к диаметральной плоскости. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для самонаводящихся торпед.
  2. Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3М с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автомат имел систему ручного управления.
  3. Из 1 спаренного 57-мм автомата АК-725 с длиной ствола 75 калибров, расположенного в корме. Охлаждение стволов орудий осуществлялось забортной водой непрерывно. Привод электрический - ЭСП-72. Заряжание автоматов ленточное. Темп стрельбы 100 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 1020 м/с, дальность стрельбы до 13 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 14 500 кг. Автомат имел систему дистанционного управлени от РЛС МР-103 "Барс" и местного резервного управления от поста с визирной колонкой с кольцевым векторным прицелом.
  4. Из 12 глубинных бомб ББ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для контрольного бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и быстроходных кораблей.
  5. Из 2 пусковых установок выстреливаемых помех (КЛ-101) комплекса помех ПК-16 калибра 82-мм с пакетом из 16 направляющих труб. Предназначен для постановки радиолокационных и тепловых отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и тепловыми системами наведения (самонаведения). Снаряды вручную устанавливаются в направляющие пусковой установки и далее процесс стрельбы идет автоматически или полуавтоматически. Темп стрельбы составлял 2 залпа/с. при любой заданной последовательности снарядов, дальность постановки ложных радиолокационных целей от 500 метров до 3,5 км, а ложных тепловых целей - от 2 до 3,5 км. Способ ведения огня автоматический, дистанционный, залпами, а полуавтоматический, дистанционно, одиночными выстрелами. Приведение заряженной установки в боевую готовность производится без выхода личного состава на верхнюю палубу и заключается в установлении на пульте заданного режима стрельбы и открывании передней крышки. Боевое обслуживание заряженной установки производится одним номером. Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Масса незаряженной ПУ составляла 400 кг.
Не ограничиваясь привычным для торпедных катеров кругом задач, они оказались способными успешно бороться даже с подводными лодками, действуя в составе тактических групп.

Система управления огнем корабельной 57-мм артиллерии состояла:

  • из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Барс" в состав которого входили:
    • центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-103 "Барс" управлял 1 автоматом выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 57-мм артиллерии.
  • из аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты
  • Главным средством целеуказания служила РЛС кругового обзора МР-102 "Баклан".
  • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-103 "Барс".

РЛС управления стрельбой МР-103 "Барс" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 57-мм калибра. РЛС автоматически устойчиво сопровождала малоразмерные морские и воздушные цели на дальности до 40 км.

На катере устанавили буксируемую опускаемую ГАС МГ-329 "Ока" и систему групповых атак "Дозор-1".

ГАС опускаемая МГ-329 "Ока" служит для прослушивания пространства, в опускаемой части находится вращающаяся акустическая антенна, обеспечивающая прием шумов при шумопеленговании (режим "ШП") и излучение/прием акустических импульсов в режиме эхопеленгования. Используется лишь на «стопе» и опускается за борт из специального помещения. Дальность обнаружения подводной лодки в любом режиме не превышала 6 км.

Система групповых атак (СГА) "Дозор-1" позволяла применять противолодочное оружие по данным целеуказания с других кораблей.

Строились катера на заводе №345 в г. Ярославле и на заводе №602 в г. Владивостоке.

Головной катер был сдан флоту в 1972 году.


Тактико-технические данные БТКА проекта 206М Водоизмещение: стандартное 218 тонн, полное 250 тонн. Длина наибольшая: 39,5 метра
Ширина наибольшая: 7,6 метра
Ширина по крыльям: 12,5 метра
Осадка по корпусу: 2,0 метра
Силовая установка: 3 дизеля М-504 по 5000 л.с., 3 винта ФШ
Электроэнергетическая
система:
3 ДГ по 28 кВт постоянный ток 220 В
Скорость хода: полная 44 узла, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 1 450 миль при 14 узлах, 600 миль при 37 узлов
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 3 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 1х2 25-мм автомат 2М-3М,
1х2 57-мм автомат АК-725 от РЛС УАО МР-103 "Барс"
торпедное: 4х1 533-мм ТА ОТА-53-206 от ПУТС "Онега-4"
или от системы групповых атак "Дозор-1"
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб ББ-1
гидроакустическое: ГАС погружная МГ-329 "Ока"
радиотехническое: РЛС МР-102 "Баклан",
РЛС опознавания "Нихром"
навигационное: 1 гирокомпас, эхолот, лаг
химическое: ? дымовые шашки МДШ
Экипаж: 21 человек (2 офицера)

Всего построено катеров с 1972 г. по 1978 г. - 24 единицы.

© ebergardt.ru, 2024
Строим вместе