Виды огранок драгоценных камней: описание, особенности и отзывы. Разновидности и особенности огранки драгоценных камней Два основных вида огранки камней

05.04.2024

Драгоценные камни - главная деталь ювелирных украшений , поэтому дизайн всего изделия зависит именно от того, как выглядит камень. И только мастер-ювелир сможет распознать в мутном минерале на стадии добычи сияющий прекрасный камень. Тут и подходит очередь огранки драгоценных камней, чтобы раскрыть все великолепие драгоценного камня. Существует более 250 видов огранки драгоценных камней, применяемых в зависимости от размеров камня, чистоты и задуманного дизайна будущего украшения.

Все виды огранки драгоценных камней можно условно разделить на два вида: клиньевая и ступенчатая.

Сначала поговорим о классических видах клиньевой огранки.

Круглая или классическая бриллиантовая огранка

Круглая или классическая бриллиантовая огранка - самый популярный вид огранки из всех существующих на сегодняшний день. Именно этот вид огранки используется "по умолчанию" для бриллиантов в кольцах или для россыпей мелких камней на одном украшении - серьгах или колье. Круглая огранка симметрична и отлично поддается полировке. В классической вариации 57 граней-фасетов.

Огранка "Овал"

Овал - считается одной из самым популярных форм центральных камней на обручальных кольцах. Эта разновидность круглой огранки появилась сравнительно недавно - в 60-е годы ХХ века. Еще одна разновидность круглой огранки - роза - не имеет верхней площадки≤ грани камня сходятся в вершине. Так же есть виды «шар» и «бусина». Они отличаются формой самих граней - треугольные у «шара» и четырехугольные у «бусины».

Огранка "Груша"

"Груша" представляет собой скорее форму капли, в классическом варианте - с большой площадкой наверху, закруглением с одной стороны и острым углом с другой. Этим острым уголком вверх грущи-капли подвешивают на серьги, колье и носят в качестве подвесок.

Огранка "Маркиз"

Для огранки "маркиз" характерны два заостренных угла, что придает камню форму зерна. При этом, длина камня чаще всего примерно в два раза превышает ширину. Такая форма предполагает вертикальное положение камня и позволяет использовать его в длинных украшениях сложного дизайна - браслетах, серьгах, подвесках.

Огранка "Сердце"

И последний вид классических круглых огранок - "сердце". Этот вид считается одним из самых дорогостоящих и сложных видов обработки камня, однако он способен замаскировать дефекты камня, поэтому пользуется большой популярностью. Огранка «сердце» так же имеет два уголка, но один из углов выпуклый. а длина и ширина камня в классической форме должна быть одинакова.

Виды ступенчатых огранок

Теперь подошел через рассказать о видах ступенчатых огранок. Особенность ступенчатых огранок в том, что от верхней площадки камня прямоугольные грани ступенями спускаются вниз.

Треугольная огранка

Треугольная огранка - самая простая форма из ступенчатых. Однако, именно треугольные камни часто выступают центральными в ювелирных украшениях. Так же, они часто используются нестандартно - для составления узоров колье или для обрамления крупного камня на перстне.

Ступенчатая огранка "Багет"

Для длинных узких камней чаще всего применяется ступенчатая огранка "багет". Для этой огранки характерна четырехугольная форма с общим числом граней - 33. Существуют так же разновидности багета - ромб, трапецевидный "эполет" и "бочка" с двумя закругленными сторонами.

Ступенчатая огранка "Октагон"

Следующий вид ступенчатой огранки - октагон. Для октагона характерна восьмиугольная форма, а самой популярной среди восьмиугольных форм по праву считается изумрудная. Этот подвид восьмиугольной огранки был разработан специально для хрупкого камня - такая огранка легка в исполнении, что сокращает риск повреждения драгоценного камня в процессе обработки.

Изумрудная огранка "ашер"

Существует симметричная вариация изумрудной огранки - "ашер", выдуманная в Голландии ювелирным домом Ашеров. У такой огранки больше ступеней, а верхняя площадка камня выше, чем у остальных восьмигранников.

Мы перечислили только самые популярные виды огранок драгоценных камней, но существует их еще не мало. К каждому уникальному и даже нестандартному камню можно подобрать свою форму огранки, которая раскроет всю красоту его цвета и граней. В любом магазине ювелирных изделий вы сможете рассмотреть поближе все перечисленные нами виды огранок драгоценных камней и воочию убедиться в том, что ювелирное дело - это прекрасное и тонкое искусство.

Камни гранят, чтобы придать им определённую форму, подчеркнуть блеск и игру света. Качественная огранка не даёт лучам проходить насквозь – они преломляются в гранях прозрачных и полупрозрачных камней и выходят обратно. Сначала создают и продумывают схему, учитывая форму камня, количество, размер и расположение граней и углов между гранями. Затем камни режут и полируют.

В ювелирном деле насчитывают около 250 разновидностей огранки. Они зависят не только от вкусовых предпочтений ювелиров, но и от физических и оптических характеристик камней. В процессе огранки важно сохранить массу камня и его природные достоинства. Огранку можно разделить на три большие группы: гладкую , фасетную и смешанную .

Гладкая огранка

Хотя формально её относят к огранкам, по сути это шлифовка. У обработанного таким образом камня нет граней, только отполированная поверхность.

Кабошон (от фр. caboche – «голова» или «гвоздь с широкой и круглой шляпкой») — самая известная разновидность гладкой огранки. Кабошон считают одной из первых, а потому самых старых огранок. У отшлифованного камня обычно плоское дно и гладкий, выпуклый купол. Чаще всего он выполнен в форме круга или овала, хотя встречаются и другие формы: прямоугольник, ромб, сердце, капля, лодочка, полумесяц.

Огранку кабошоном используют для непрозрачных и полупрозрачных камней, а также для камней с различными оптическими эффектами (астеризм, иризация, опалесценция, кошачий глаз). Так обрабатывают нефрит, бирюзу, янтарь, малахит, лазурит, змеевик, оникс, опал, тугтупит, иногда сапфиры, рубины и другие камни. Этот способ огранки не очень сложный, и качество исходного материала не играет большой роли.

Для разных задач и камней используют разные виды кабошонов. Непрозрачные камни с цветной поверхностью гранят одинарным кабошоном, у которого плоское основание и выпуклый верх. Для камней с внутренними дефектами подходит форма двойного (чечевичного) кабошона, у которого обе стороны выпуклые. Тёмные камни часто гранят полым кабошоном с вогнутым основанием. Также есть высокий кабошон с очень выпуклой верхней частью и плоский, похожий на застывшую каплю свечного воска.

Шар – ещё один вариант гладкой огранки. Таким образом обрабатывают полудрагоценные и поделочные камни: авантюрин, агат, аметист, кварц, малахит, оникс, яшму.

Фасетная огранка

Самый разнообразный тип огранки – фасетная или фацетная (от фр. facette – «грань»). Как следует из названия, при такой обработке на поверхности камня создаётся множество граней. Фасетную огранку используют при работе с прозрачными камнями: она выявляет их блеск, усиливает цвет и подчёркивает световые эффекты.

Чтобы понимать особенности разных вариантов фасетной огранки, нужно представлять анатомию огранённого камня.

Схема 1: строение огранённого камня

Верхнюю и нижнюю части камня разделяет тонкий поясок – рундист. Обычно на нём фиксируется оправа. Верхняя часть, расположенная над рундистом, называется корона. На ней находится площадка – плоская верхняя грань, самая большая грань камня. Нижняя часть, расположенная под рундистом, называется павильон. А точка схождения граней павильона в самом низу – калетта, она может быть в форме шипа, малой горизонтальной грани или линии.

Фасетная огранка делится на два вида: классическую или круглую бриллиантовую , и фантазийную .

Фасетная: круглая бриллиантовая

Круглая бриллиантовая огранка – самая распространённая форма обработки алмазов и других прозрачных камней с сильной дисперсией света.

Пионерами круглой формы считаются американцы Генри Морзе и Чарльз Филд, которые в 1870-е годы создали паровую машину для обработки алмазов.

Круглая огранка лучше всего демонстрирует блеск и игру света в камне и сводит к минимуму риск внешних повреждений. Бриллиант сверкает ярче всего, если соблюдены точные пропорции граней павильона – именно они обеспечивают полное внутреннее отражение света. Основной минус круглой огранки заключается в значительной потере веса самородка: после обработки может уйти до 60% изначальной массы.

Классическая или полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. На короне располагаются 33 грани, на павильоне – 24 грани. В первую очередь, эта огранка используется для крупных алмазов массой от 1 карата. Главную роль здесь играют пропорции, симметрия и качество обработки поверхности. Эталоном классической огранки считается «идеальный бриллиант», параметры которого в 1919 году рассчитал математик Марсель Толковский.

Упрощённая бриллиантовая огранка состоит из 33 или 17 граней. Она используется при обработке маленьких и средних камней: 33 грани – для камней весом до 0,99 карата, 17 граней – для «бриллиантовой крошки» весом до 0,29 карата. Таким образом обрабатывают алмазы, родолиты, аметисты, сапфиры, рубины, хризолиты, топазы и многие другие камни.

Фото 1: классическая или полная бриллиантовая огранка, автор этой и других фотографий — Дмитрий Столяревич

Виды круглых огранок, у которых больше 57 граней, называют модификациями бриллианта. Это, например, бельгийская Хайлайт (73 грани), разработанные в Нью-Йорке Кинг (86 граней) и Магна (102 грани) или Королевская огранка (154 грани).

Фасетная: фантазийная. Ступенчатые разновидности

При такой огранке грани располагаются параллельно и друг над другом, как ступеньки. Широкая верхняя площадка выполнена в виде многоугольника, а боковые грани – в форме трапеций или равнобедренных треугольников.

Ступенчатая огранка не вызывает бриллиантовый блеск, а подчёркивает окраску камня. Поэтому она применяется для прозрачных камней «средних цветовых тонов»: высокая огранка усиливает цвет, низкая – ослабляет.

Таблица или столовая огранка – одна из самых простых ступенчатых огранок. Обычно это плоский камень с большой площадкой: корона состоит из пяти граней, павильон – из четырёх. Вариацией можно считать огранку Зеркало с очень большой площадкой и неглубоким павильоном. Таблица применяется в основном для полудрагоценных и поделочных камней, которые часто используют в перстнях-печатках.

Багет – удлинённая версия Таблицы, огранка в форме прямоугольника. Такие формы, как Трапеция и Квадрат (Каре) , часто относят к разновидностям Багета.

Современная версия этой огранки появилась в начале 20 века. Её название происходит от фр. bague – до 17 века это слово обозначало драгоценные камни в целом. У Багета 14 граней, также встречаются 24-гранные версии. Технически она довольно проста, но в силу открытости граней требует высокой чистоты камня. В основном так гранят небольшие боковые камни в украшениях: алмазы, рубины, изумруды, топазы.

Другие четырёхугольники – Ромб, Воздушный змей, Эполет, Бочка, – считаются разновидностями Багета. Они отличаются наклоном углов и изогнутостью сторон. Как самостоятельные формы также выделяют Пятигранник и Шестигранник.

Изумруд (Изумрудная) или Октагон – ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Состоит она из 58 или 65 граней и внешне напоминает Багет, но углы здесь не острые, а скошенные.

Современные стандарты Изумруда были приняты в 1940-е – изначально эта огранка предназначалась именно для изумрудов, но со временем так стали гранить и сапфиры, и турмалины, и бериллы, и другие камни. Здесь тоже требуется высокая чистота и прозрачность камня, иначе недостатки будут заметны невооружённым глазом. Зато свет, который падает на поверхность, отражается широкими и яркими вспышками. По стоимости и по сложности это одна из самых доступных огранок.

Ашер – восьмиугольная огранка, которая выполнена в форме квадрата и по характеристикам похожа на Изумруд. Разработал её в 1902 году знаменитый голландский ювелир Джозеф Ашер, но популярность она обрела только в 1920-е годы. Оригинальная версия насчитывает 58 граней, а её модификация, Королевский Ашер, – 74 грани.

Фото 2: огранка изумруд

Фото 3: огранка ашер

Фасетная: фантазийная. Клиньевые разновидности

Клиньевые формы огранки часто считают вариациями круглой бриллиантовой. В данном случае на поверхность наносится множество граней в виде клиньев, которые хорошо раскрывают цвет камня и оживляют игру света в нём.

Овал – эта огранка выгодно отличается от круглой сохранением веса камня. Создал её в 1960-е годы ювелир Лазарь Каплан. У камней, огранённых овалом, обычно 57 граней, хотя их число может меняться. Удлинённая форма позволяет создать иллюзию большего размера камня, особенно выгодно она смотрится в кольцах. Используется овальная огранка в основном для крупных прозрачных камней – аквамаринов, аметистов, сапфиров, топазов.

Маркиз (Маркиза) представляет собой овал с заострёнными концами, похожий на лодочку. Эту огранку создали во Франции, в середине 18 века, и по легенде она посвящалась улыбке маркизы де Помпадур. Маркиз также насчитывает 57 граней и отличается небольшой потерей веса самородка: если изначально камень продолговатый, удаётся сохранить до 80%. Так гранят алмазы, аметисты, изумруды, рубины. Вариацией Маркиза считается огранка Челночок – у неё уже верхняя площадка и немного меньше граней.

Фото 3: огранка овал

Фото 5: огранка маркиз

Груша – эта огранка визуально напоминает каплю: один конец у неё закруглённый, другой – заострённый. Иногда её считают гибридом круглой бриллиантовой огранки и Маркиза. Гладкая площадка тоже выполнена в форме капли, граней-клиньев обычно 57. Такой камень должен иметь чёткую симметрию в точке сужения, поскольку именно там концентрируется игра света.

В форме Груши гранят аквамарины, аметисты, топазы. Огранка Панделок представляет собой вариант Груши, только павильон у неё более глубокий и округлый.

Бриолет, Капля, Маслина (Оливка) – разновидности вытянутой каплевидной формы. В отличие от Груши, у них нет ни площадки, ни рундиста. Поверхности Бриолета и Маслины полностью покрыты клиньями, только форма Маслины напоминает эллипс со срезанными концами. У Капли узкую верхнюю часть образуют длинные грани, вытянутые вниз, а округлую нижнюю часть – небольшие клинья. Камни, огранённые таким образом, преимущественно используют в качестве подвесок.

У вытянутых огранок Овал, Маркиз, Груша при нарушении пропорций и симметрии может проявляться оптический эффект «галстука-бабочки»: тёмное пятно в центре площадки.

Фото 5: огранка груша

Принцесса – прямоугольная клиньевая огранка, вторая по популярности для алмазов. Создал её в 1980-е годы ювелир Бецалель Амбар – первоначальную версию с 49 гранями он брендировал под названием Квадриллион . Принцесса имеет квадратные очертания и острые углы, а глубокий павильон, где сосредоточена игра света, оканчивается шипом. 58 граней создают блеск, который не уступает круглым бриллиантам, но при этом после огранки сохраняется около 80% камня.

Фландерс – модификация Принцессы, у которой 61 грань. Её тоже изобрели в 1980-е годы, назвав в честь бельгийского региона Фландрия. Отличается срезанными углами и очень сложной симметрией, поэтому процесс огранки занимает в три раза больше времени, чем создание круглого бриллианта.

Фото 6: огранка принцесса

Антик (Античная) или Кушон (Подушка) – эта огранка существует более ста лет и в своё время была почти так же популярна, как сегодня круглая бриллиантовая. По форме Кушон (англ. cushion – «подушка») действительно напоминает подушку. У камня закруглённые углы, 72 грани, он может быть квадратным или немного вытянутым. Так гранят алмазы, аметисты, сапфиры, изумруды, рубины, кварц и его разновидности. Кстати, другое своё название – Антик – огранка получила в знак признания исторических корней: её предшественницей считают Старую шахтную огранку 18 века.

Триллиант (Триллиан, Триллион) – клиньевая огранка треугольной формы, которую создали братья Ашер в начале 20 века. Углы камня могут быть острыми, скошенными или скруглёнными, у некоторых вариантов есть ярко выраженная треугольная площадка, у некоторых – нет. У классического Триллианта 43 грани, но современные варианты могут иметь 50 граней и больше. Эта огранка хорошо подходит светлым камням: алмазу, аквамарину, бериллу, белому сапфиру. Некоторые ювелиры с её помощью осветляют тёмные камни – танзанит, аметист, родолит. Разновидностями Триллианта можно считать огранки Щит и Троидиа, у которых стороны слегка выгибаются наружу.

Сердце – одна из самых сложных и дорогостоящих форм клиньевой огранки. Часто её применяют в эксклюзивных украшениях. По принципу она напоминает Грушу, но расщепляется с закруглённой стороны, принимая форму сердца. Камень обычно имеет равную длину и ширину, состоит из 59 граней – их число может меняться в зависимости от исходного размера камня. Так гранят рубины, аметисты, топазы, гранаты, иногда – цветные алмазы.

Шар или Сфера – довольно редкая разновидность клиньевой огранки, которая насчитывает от 120 граней и больше. Несмотря на то, что обработанный таким образом камень не будет сверкать очень ярко, сама огранка крайне трудоёмкая и требует высокого мастерства.

Фото 7: огранка сердце

Также стоит отметить коллекцию многоугольных «цветочных» огранок (Огненная роза, Подсолнух, Георгина, Календула, Цинния), которые создал знаменитый ювелир Габи Толковский, племянник создателя «идеального бриллианта». Они разработаны специально для сырых алмазов весом более 0,25 карата и основаны на необычных параметрах углов. Российские специалисты разработали десятиугольную огранку Хэппи, которая насчитывает 81 грань. Визуально она очень похожа на круглую бриллиантовую, но, как и многие другие фантазийные варианты, отличается меньшей потерей веса камня.

Смешанные виды огранки

Смешанная огранка сочетает в разных комбинациях гладкую и фасетную, клиньевую и ступенчатую. Например, с одной стороны камень имеет грани, а с другой остаётся гладким – плоским или закруглённым. Иногда огранка смешивается на одной и той же половине камня. При обработке учитывают оптические свойства камней разного цвета: от этого зависят такие параметры огранки, как, например, высота павильона.

К смешанному типу можно отнести и устаревшую огранку Роза : у неё плоское основание, нет ни рундиста, ни павильона. По сути это кабошон, выпуклая часть которого огранена клиньями. Первая Роза появилась в 16 веке, изначально у неё было не больше шести граней. За столетие их число увеличилось, изменилось размещение на короне, а также высота самой короны. Грани не всегда были симметричными, чаще встречались довольно неправильные очертания. Самые известные разновидности Розы:

  • Голландская
  • Полуголландская
  • Двойная голландская
  • Крестовая
  • Антверпенская

Французская огранка тоже считается смешанной. Появилась она в начале 1400-х годов, но в моду вошла лишь через два столетия. Площадка и рундист у неё квадратные, корона огранена треугольными клиньями, которые образуют диагональный крест, а павильон может быть ступенчатым. Её контуры в сочетании с 21 гранью обеспечивают высокую светоотдачу.

Барион – огранка, которую в 1971 году представил ювелир Базиль Уотермейер и назвал в честь себя и своей жены Марион. Один из вариантов имеет квадратную форму со слегка изогнутыми сторонами, 62 грани и сочетает ступенчатую корону с бриллиантовым павильоном. У огранки Барион две особенности: грани на рундисте выполнены в форме полумесяца, а четыре грани павильона, если смотреть на них сверху, через площадку, образуют крест.

Радиант также представляет собой комбинацию ступенчатой и бриллиантовой огранки. Разработал её в 1977 году Генри Гроссбард. Камень имеет прямоугольную или квадратную форму, восьмиугольный контур, срезанные углы и 70 граней. Название говорит само за себя – radiant в переводе означает «сияющий, лучистый». Совмещая лучшие черты двух видов огранки, она усиливает окраску цветных камней и сияние бесцветных.

В этом тексте мы постарались обобщить и выстроить в единую логику самые распространенные классификации камней. На выходе получился полный гид по огранкам. За аналитическую работу и создание структуры гида благодарим автора текста Ольгу Мартынову.

Обработка и огранка драгоценных камней известна миллионы лет. Если драгоценные камни не подвергают никакой обработке, то только потому, что и в первозданном виде они настолько хороши, что люди хотят сохранить их природную красоту. Или потому, что люди верят, будто вмешательство человека может отрицательно повлиять на силу, энергию или на душу драгоценного камня.

Однако в подавляющем большинстве красота драгоценных камней может быть выявлена более ярко благодаря творческой фантазии и мастерству профессионалов. По мере того как совершенствовались навыки обработки камней и техническое оснащение, возможности скульпторов, резчиков по камню, гранильщиков драгоценных камней и ювелиров значительно расширились, но цель осталась неизменной - работать с природным материалом так, чтобы стали видны все его лучшие качества.

Превращение найденного минерала (куска породы, кристалла или его фрагмента) в конечный продукт - сверкающий драгоценный камень - зависит от искусства гранильщика. Выбираемые им приемы обработки и огранки драгоценных камней определяются, прежде всего, оптическими и физическими свойствами минерала, а также зависят от его формы и состояния.

Не ограненные и ограненные драгоценные камни

Разноцветные или цветные, непрозрачные или полупрозрачные камни, имеющие большое количество включений или повреждений, как правило, превращают их в бусины или, с помощью обработки, придают им форму кабошона. Кабошон - это форма с выпуклым полированным верхом и плоским неполированным низом, которая имеет очертания овала или круга. Это, довольно простейшая и старейшая форма огранки камней , используемая для выявления таких оптических эффектов, как радужность, игра цвета, «кошачий глаз» и астеризм.


Большую часть прозрачных драгоценных камней подвергают огранке. Камни разрезают и полируют так, что у них образуется несколько полированных поверхностей (фасетов). Углы и количество граней между ними рассчитывают на основании специальных математических формул, так что грани работают подобно зеркалам, благодаря которым в камень попадает и отражается от него максимальное количество света.

Правильно ограненный кристалл способен наилучшим образом продемонстрировать всю игру цвета и роскошный, сверкающий блеск. Однако обычно, чтобы достичь максимального баланса между этими характеристиками, приходится идти на компромисс, в результате чего и достигается конечный облик камня. Иногда бывает необходимо сохранить максимальный вес камня, ибо именно от веса зависит его цена.

История огранки алмазов

Среди драгоценных камней алмазы всегда занимали особое место. Алмазы - самые твердые камни, и их обработкой и огранкой занимаются мастера-гранильщики, которые специализируются исключительно в этой области, а нередко даже на какой-то одной стадии процесса огранки и полировки алмазов .

Самая ранняя огранка алмазов , возможно, заключалась лишь в удалении вершины октаэдрического и называлась точечной огранкой. Другой вариант ранней огранки, которая называется огранкой со срезом, предусматривал превращение вершины октаэдра в так называемую площадку - плоский квадратный фасет.


Этот вид огранки был популярен в Средние века. По мере того как совершенствовалась техника огранки, появились новые ее варианты и начали полировать фасеты. Огранка розой - плоская база и верхняя часть, образованная треугольными фасетами, - появилась в XIV веке.

Самой популярной огранкой алмазов является бриллиантовая огранка. Первой бриллиантовой огранкой была одинарная огранка: самая большая грань, так называемая площадка, окружена 8 фасетами меньшего размера на коронке (коронкой называется верхняя часть камня) и 8 фасетами на павильоне (павильон - это нижняя часть камня).

В XVII в. на основе этой огранки возникла двойная огранка , или огранка Мазарини , включающая по 16 граней коронки и павильона, верхнюю площадку и маленькую нижнюю грань - колету. Тем временем число фасетов продолжало расти. К середине XVII в. появилась тройная огранка , или огранка Перуцци ; в разных вариантах огранки, включая бразильскую и лиссабонскую, количество фасетов (с учетом колеты) достигло 58. Столько же фасетов сохраняется и в современной бриллиантовой огранке, появившейся в двадцатых годах XIX веке вместе с механической обработкой камней.

Бриллиантовая огранка

Пропорции современной бриллиантовой огранки разрабатывались многими гранильщиками, среди которых самым известным был Генри Морс, открывший в 1860 г. в Бостоне (США, штат Массачусетс) первую фабрику по обработке . С тех пор появилось немало других вариантов огранки , включая и круглую бриллиантовую огранку Марселя Толковски, в книге которого «Конструкция бриллианта» («Diamond design», 1919) проанализированы и систематизированы оптические свойства алмазов и предложены способы обработки, обеспечивающие их максимальный блеск и сверкание.

Бриллиантовая огранка используется также при обработке драгоценных камней. Различные варианты бриллиантовой огранки разрабатываются, и по сей день в соответствии со стандартами Скандинавской номенклатуры бриллиантов (SCAN DN Cut) и Международного алмазного совета (ЮС).

Фантазийная огранка

Виды фантазийной огранки - овал, «панделок» и «маркиза» («челночок») - представляют собой варианты круглой бриллиантовой огранки и дополняют треугольную, гексагональную, пентагональную и ромбовидную огранку. Развитие компьютерных и лазерных технологий приводит к тому, что на рынке появляются новые стили, включая компьютерные схемы огранки, а также драгоценные камни, обработанные лазером.

Ступенчатая огранка

Назначение ступенчатой огранки не столько в том, чтобы создать сверкающий камень, сколько в том, чтобы показать его цвет. Двоили трехцветные драгоценные камни и обрабатывали таким образом, чтобы при взгляде через площадку, прежде всего, был виден их лучший цвет. и другие драгоценные камни, которым присуща неравномерная окраска, ориентируют таким образом, чтобы полосатость была, параллельна ступеням огранки и ее нельзя было увидеть через площадку. Если у кристалла есть область более интенсивной окраски, лучше всего расположить камень так, чтобы она оказалась в его основании, в глубине павильона. Тогда при взгляде через площадку интенсивным цветом будет залит весь камень.


Ступенчатая огранка является таким видом огранки, при котором фасеты располагаются друг над другом, форма верхней площадки - многоугольник, а боковые грани имеют форму трапеций или равнобедренных треугольников. Число фасетов определяется размером камня. У таких хрупких камней, как , углы легко откалываются, во избежание этого в процессе огранки их обычно срезают. Такая огранка называется изумрудной, или модифицированной ступенчатой огранкой. Если срезаны все углы, камень по своим очертаниям приближается к правильному восьмиграннику, и такую огранку можно назвать октагональной.

Огранка «кушон» и смешанная огранка

Огранка кушон обычно используется тогда, когда нужно максимально сохранить вес исходного кристалла. Огранка «кушон» - это вариант бриллиантовой огранки со скругленными углами. Смешанная огранка позволяет добиться лучшего сочетания цвета камня и его сверкания, что достигается разной огранкой фасетов коронки и павильона. Наиболее распространенный вариант смешанной огранки - это сочетание бриллиантовой огранки коронки и ступенчатой огранки павильона.

Стадии огранки алмазов

Четыре главных центра обработки алмазов находятся в Антверпене, Мумбай (бывшем Бомбее), Нью-Йорке и Тель-Авиве. Хотя сегодня большую часть этой работы выполняют компьютеры, сохраняется потребность в глазе эксперта, который мог бы оценить, как продвигается дело, точность выполнения всех операций и внешний вид обработанного драгоценного камня . За каждой стадией этого процесса наблюдают особые специалисты.

Стадия 1 . С учетом недостатков исходного камня или содержащихся в нем включений, его веса и качества в целом специалист решает, как лучше всего использовать естественную форму кристалла. Перед дизайнером может стоять задача получить максимально большой камень или несколько меньших по размеру камней с большим общим весом.

В том, что касается количества и величины камней, которые могут быть получены из исходного кристалла, и конечного выхода ювелирных камней, дизайнеру всегда приходится идти на компромисс. Качество и стоимость обработанного алмаза определяются четырьмя основными параметрами: цветом, огранкой, чистотой и весом.



Стадия 2 . После принятия решения об оптимальном использовании исходного кристалла его распиливают. Сегодня на фабриках алмазы распиливают лазерами, которыми управляют компьютеры.

Стадия 3 . Первый этап огранки октаэдрического кристалла алмаза может заключаться в удалении его вершины с использованием вращающегося диска, покрытого абразивным алмазным порошком. Алмаз может быть также расколот пополам. Чтобы расколоть алмаз, его закрепляют в специальном медном зажиме и наносят на него неглубокую канавку, в которую помещают стальное лезвие. Затем по лезвию ударяют железным стержнем, и алмаз раскалывается.


Стадия 4 . Алмазу придают округлую форму обработкой на чугунном шлифовальном круге, покрытом абразивной алмазной пастой, который называется «баклуша». В результате этой обработки (так называемой правки алмазов) камни становятся похожи на покрытое инеем оконное стекло. В конце этой стадии становится заметным рундист - самая широкая часть камня, отделяющая его верхние фасеты (коронку) от нижних фасетов (павильона).

Стадия 5 . Затем с помощью «баклуши» наносятся фасеты: сначала площадка, а затем фасеты основания. Фасеты наносятся и полируются в определенном порядке: сначала главные фасеты павильона, колета, фасеты, примыкающие к верхней площадке, фасеты, лежащие над рундистом, и, наконец, фасеты под рундистом.


Стадия 6 . Завершающая стадия обработки заключается в том, что гранильщик добавляет 24 фасета коронки и 16 фасетов павильона. Общее количество фасетов становится равным 58, включая колету. Затем начинается процесс полировки с помощью тонкодисперсного абразивного алмазного порошка; процесс этот имеет несколько стадий. После этого камень готов, и его можно вставить в кольцо или в любое другое ювелирное украшение.

От чего зависит цена топаза? Почему один топаз стоит дороже другого, если оба облагорожены?

Геммология считает топаз полудрагоценным камнем, однако не снижающийся на протяжении нескольких веков кряду мировой спрос позволяет понять: топаз – камень драгоценный! Во всяком случае, еще не так давно лучшие из бесцветных топазов подменяли собой бриллианты и украшали королевские короны.

Интересной природной особенностью топаза является изменчивость его цвета. В отличие от большинства кристаллов, топазы меняют окраску не из-за наличия примесей в массиве камня, а из-за дефектов в строении кристаллической решетки.

Современные экспериментаторы научились менять цвет кристаллических алюмосиликатов (топаз – обобщающее название некоторых разновидностей соединения) путем нагревания и (или) жесткого рентгеновского облучения камня. Замечено, что при нагревании топазы обесцвечиваются, а под воздействием радиоактивного излучения их окраска сгущается.

Простая, но в то же время красивая форма огранки способна преобразить любой камень. Голубые топазы, что на фото демонстрирует это правило, как никогда хорошо.

Цвет топаза - самый важный критерий цены

Цена на все прозрачные камни ювелирного качества определяется четырьмя параметрами. Это цвет, чистота, совершенство огранки и масса. При оценке важно отметить не какое-либо отдельно взятое качество самоцвета, а охватить совокупность всех достоинств изделия.

Для топаза наиважнейшую роль при определении стоимости играет цвет, точнее, и цвет, и происхождение кристалла. Самым высоким спросом у ценителей пользуются топазы желтого, розового, красновато-оранжевого цвета.

В природе топазы красных оттенков встречаются крайне редко, и потому на мировом рынке такие камни оцениваются дорого и очень дорого. Неудовлетворенный спрос на редкие кристаллы заставляет торговцев искать пути создания имитаций и изготовления разного рода подделок. Так что научиться отличать естественный цвет природного топаза от цвета, который ему придали с помощью облагораживания – стоит!

Розовый топаз естественного происхождения продается в пять-десять раз дороже, нежели кристалл тоже природный, но облагороженный для обретения красивого розового оттенка.

Императорский топаз

Императорские топазы добывают в Бразилии. Не так давно отличного качества топазы с преобладанием розовых тонов были найдены в Пакистане. Когда мы можем назвать топаз империалом? Когда его природный цвет можно определить как желтый, розовый, лососевый, или смешанный: цвет лотоса, красно-желтый, красновато-оранжевый, пурпурно-розовый.

Самым дорогим среди императорских считается розовый топаз, либо камень с явным преобладанием красных тонов. Такой самоцвет оценивается в диапазоне от 500-т до 3500-т долларов за карат. Желтый империал-топаз дешевле: его стоимость колеблется в пределах от 70-ти до 500-т долларов за карат.




Розовый императорский топаз. Фантастическая красота дорогого камня наиболее сильно проявляется при искусственном освещении. Красновато-оранжевый империал топаз. Особенности каплевидной огранки дали камню возможность полыхать ярким внутренним пламенем. Достижение гармоничных цветовых контрастов в игре света на гранях империал-топаза – свидетельство высокого мастерства огранщика. Каждое украшение такого класса – уникально! Желтый империал топаз. Насыщенный природный цвет, нежно-розовые всполохи преломленных лучей, безупречная форма и геометрически выверенная симметричность граней делают прекрасный камень неповторимым ювелирным изделием.

Природные империал топазы нечасто «выбираются» за пятикаратную планку массы, и уж совсем редко достигают весового порога в 10 карат.

Иногда на рынке драгоценных камней встречаются топазы розового цвета, которые продаются как стопроцентно натуральные. Чаще всего продавец лукавит. Скорее всего, продаваемые топазы хоть и добыты в природе, но оцвечены искусственно. Лилово-розовый цвет кристалла – как правило, результат термообработки.


Но даже искусственно обработанный розовый камень стоит дороже топаза голубых оттенков. Ответ на вопрос: «Почему?» ищите в статье про империал топазы.

Соломенный цвет шампанского

Ниже империалов в иерархическом списке цен располагаются топазы с преобладаем желтых тонов в цвете. Такой камень может походить на шампанское или золотистый чайный настой. Некоторым топазам присущ коричневатый цвет с легкими оттенками красноты или желтизны. Подобные камни расцениваются в диапазоне от 25-ти до 70-ти долларов за карат.

Немалую роль в оценке играет насыщенность цвета и общая привлекательность камня.




Светло-желтый топаз. Красивая природная желтизна, приглушенная серо-зеленоватыми тонами, делает камень довольно дорогим. Натуральный топаз с легким оттенком неяркой желтизны. Изюминка его привлекательности состоит в способности давать блики густого цвета. Любоваться игрой света в таком камне можно бесконечно! Топаз цвета розового шампанского. Изысканность и благородство – главные качества и природного самоцвета редкой окраски, и пьянящего напитка.

Искусственные цвета природных топазов

Как ни странно, но искусственно розовый топаз в цене ненамного, но все же дороже, чем голубые топазы. А ведь по долговечности окраски топазы холодных оттенков намного превосходят самоцветы теплых тонов! По всей видимости, эстетическая выразительность камня в совокупности с технологическими энергозатратами перевешивает недолговечность искусственной красоты розового цвета.

Однако ценовое превосходство рукотворно розового топаза наблюдается лишь в определенной весовой категории камня. Топаз массой до 10-ти карат есть смысл сделать розовым: его цена резко поднимется! Более массивные камни от такой «перекраски» только пострадают в ценовом отношении.

Неравномерно текущее обесцвечивание быстро превратит крупный розовый топаз в невыразительную стекляшку. Поэтому камни размером в 10 карат и выше обычно «красят» в более стойкий голубой цвет. Цена такого изделия повышается весьма значительно.

В розничной торговле Таиланда за десятикаратный розовый топаз с покупателя берут от 10-ти до 15-ти долларов за каждый карат веса. В той же лавке самый дорогой (и самый синий) среди голубых топазов – London Blue Topaz – стоит от 5-ти до 10-ти долларов за карат.

Чуть дешевле Лондонского топаза камни, носящие название Swiss blue и Sky blue – «Швейцарский голубой» (цветом погуще) и «Небесно-голубой» (цветом пожиже) топазы. Разница в цене определяется не эстетической выразительностью и ювелирной ценностью, а суммой затрат на облагораживание.

Бесцветные топазы чаще всего попадают на прилавок после цветовой коррекции. Природный камень может обладать невыразительным бурым (серым, грязно-молочным) оттенком. Из такого сырья при всем желании украшения не создать. Зато у бесцветных камней есть свои верные почитатели!

Среди белых (то есть неоцвеченных) топазов особо отличают кристаллы с характерным объемным рисунком внутри. Когда хаотичное, когда упорядоченное расположение рутиловых игл в массиве камня порой создает впечатляющие эффекты. Такие камни гранят кабошонами, чтобы игра света в гранях не мешала обозрению природных красот топазов.

Стоимость бесцветных и рутиловых топазов относительно невелика, но сильно зависит и от размера камня, и от качества огранки, и от «пейзажности» рисунка включений.


Белый, точнее бесцветный топаз. В мире его ценят мало, зато на территории бывшего СССР ювелирная ценность белого топаза признается неоспоримой!

Самые броские – наиболее дешевы!

С точки зрения непосвященного в геммологию человека самым красивым является топаз радужной окраски – так называемый «Мистик-топаз». Не менее интересен «Азотик-топаз», названный по имени фирмы, изобретшей технологию магнетронного напыления.

Магнетрон – это генератор сверхвысокочастотных электромагнитных колебаний. Мощный луч такого излучения буквально «вколачивает» молекулы металла в поверхность алюмосиликатного кристалла. Результатом воздействия становится разложение светового потока на границах сред и образование красивейшей переливчатой картины.

Умопомрачительно красивые азотик и мистик топазы оцениваются не дороже пяти долларов за карат – во многом еще и потому, что магнетронная обработка дает не особенно стойкий результат. Достаточно забыть кольцо с прекрасным мистик-топазом на ярко освещенном подоконнике, и эффектность камня снизится.




Розовый топаз. Цвет не натуральный. Заметны синие тона в красных отблесках. Отличить искусственный розовый топаз от натурального несложно именно из-за синеватых тонов оцвеченности камня. Азотик топазы. Броские, красивые, недорогие! Мистик топаз. Он первым обращает на себя взгляд покупателя. Зеленые тона, крайне редкие для природных топазов, горячо любимы всеми ценителями самоцветов. Разноцветица бликов – как девичий макияж для дискотеки...

Прозрачность и блеск как факторы стоимости топазов

Чистота кристалла и блеск полированной поверхности камня во многом формируют привлекательность украшения. Поверхностный глянец – результат использования качественных шлифовальных и полировочных материалов. Да и чистота кристалла у топазов обычно рукотворна.
Многие из добываемых топазов полупрозрачны на просвет. Они словно налиты молоком – когда густым, когда жидким, словно туманная дымка. Современные технологии позволяют «повернуть» атомы в кристаллической решетке так, чтобы топаз обрел полную прозрачность. Однако случайное нагревание прозрачного как хрусталь топаза может вернуть ему природную замутненность...




Sky blue топаз. Перфектная огранка. Классические пропорции, идеальное качество полировки. В норме такой пятикаратный камень может стоить 200 долларов. На изготовление украшения ушло намного больше времени, чем на грубую обточку топаза овалоподобной формы тайским самоучкой. Стандартная качественная огранка топаза. При хорошем исполнении и значительном (около 10 карат) размере, такие топазы заполняют среднюю ценовую нишу ювелирного рынка. Посредственное качество (скорее всего таиландской ручной) огранки. Сомнительные пропорции. Цена за карат такого топаза ниже средней, особенно, если камень невелик. Цвет – будь он хоть London Blue, хоть Swiss blue – не спасает.

Огранка, пропорции, масса

Ручная сборка во всем промышленном мире – признак высокой классности изделия. Ручная огранка драгоценного камня, напротив, снижает его качество. В слаборазвитых странах (так уж сложилось, что основная добыча топазов ведется именно там) гранение самоцветов осуществляется «на глазок». Много ли среди случайных ремесленников прирожденных мастеров с твердой рукой и наметанным взглядом? Один на тысячу! Вот и удачных топазов ручного гранения – один на тысячу.

Умение верно интерпретировать природную форму камня и подобрать для изделия пропорции, позволяющие максимально сберечь вес и сделать украшение выразительным, называется талантом. Таланты редки! Немного и топазов фантазийного гранения, достойных выставочной витрины.

Драгоценные камни и изделия с ними – любовь, мечта и предмет восхищения не только девушек и женщин, но и мужчин. Они сияют и сверкают, переливаясь всеми цветами радуги, завораживают взгляд несчётными бликами и гранями, дарят владельцу неповторимое очарование и подчеркивают статус. Бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также огромное множество полудрагоценных минералов всех возможных цветов, узоров и текстур – в таком разнообразии каждый сможет подобрать себе самоцвет по вкусу, по душе и по карману.

Однако, в естественном, необработанном виде эти минералы едва ли смогут вызвать все описанные чувства, ведь огромную роль в их красоте играет огранка. В зависимости от опыта и мастерства ювелира, огранкой можно не только подчеркнуть чистоту, прозрачность, цвет и размер минерала, его способность преломлять солнечный свет, добиться потрясающих эффектов кошачьего глаза и астеризма, но и замаскировать возможные дефекты – мелкие вкрапления, внутреннюю трещинку или мутность. Без огранки, полировки и шлифовки даже алмаз – будущий бриллиант – похож на кусок пластика: совсем не блестит, кажется мутным и уж точно не создаёт игры света и сотен бликов.

В зависимости от вида, формы и размера минерала, моды, стиля ювелирного украшения и пожеланий заказчика, выбирают один из сотен видов огранки драгоценных камней – официально их 250, но каждый мастер создаёт новые вариации, а также зачастую придумывают абсолютно новый тип огранки, кардинально отличающийся от любого другого.

Виды и формы огранки

Существует 2 основных способа огранки – кабошон и фацетная, при чем последняя может быть ступенчатой или клиньевой, а также возможно сочетание разных способов огранки на одном минерале. Рассмотрим подробнее эти варианты, их описание, отличия, применение и разновидности.

Кабошон – огранка, при которой камню придаётся округлая гладкая выпуклая форма, идеально отполированная. Тыльная сторона кабошона обычно плоская, но может быть и вогнутая. Если камень с обеих сторон выпуклый, то это – двойной кабошон. Основание или сечение камня обычно имеет форму круга или овала, однако встречаются даже прямоугольные вариации со слегка закруглёнными углами. На некоторых минералах (чаще всего это разновидности хризоберилла), огранённых таким образом, проявляются красивейшие световые блики: эффект кошачьего глаза – одна светлая прямая полоса, пересекающая весь камень, или астеризм – 3 таких полосы, пересекающихся по центру и образующие 6-конечную звезду.

Применяется огранка кабошоном преимущественно для полудрагоценных непрозрачных и полупрозрачных минералов, но иногда так обрабатывают и сапфиры или рубины, которые способны проявлять эффект кошачьего глаза и астеризма. Такая обработка подчеркивает цвет минерала, максимально усиливает блеск его поверхности.

Иногда кабошон покрывают квадратными, реже — треугольными гранями одинаковых размеров. Если при этом основание камня плоское, то такая огранка называется шахматной, а если общая форма – шар, то это – бусина. Однако, строго говоря, эти виды обработки уже ближе к фацетной огранке, ведь они предполагают наличие плоских граней, пусть и не для достижения преломления света в минерале и бликов.

Фацетная огранка (от слова facet – грань) – придание минералу большого количества граней определённой формы, расположенных под такими углами, чтобы свет в камне максимально отражался и расщеплялся на все цвета спектра, создавая разноцветные блики. Именно эта огранка применяется для большинства драгоценных камней, а также для многих прозрачных полудрагоценных минералов. На фото – различные виды огранки бриллиантов.

В зависимости от формы граней, фацетная огранка бывает 3 типов, включающих все разновидности:

  1. Клиньевая огранка – имеет грани в форме треугольников или ромбов, включает самые популярные виды огранки прозрачных минералов:
    • Бриллиантовая огранка – наиболее выгодно создаёт игру света в прозрачном камне, именно так чаще всего гранят алмазы. Классическая форма контура минерала – круг, все остальные формы огранки бриллианта считаются фантазийными. Эффектнее всего камень с 57 гранями, но для мелких бриллиантов (до 1 карата) их число сокращается до 33 или 17. На самых крупных экземплярах число граней может достигать более 200.

При огранке алмаза сначала формируют плоскую 8-угольную площадку сверху, шириной с половину минерала, затем 8 основных и 16 клиновидных граней павильона – нижней части камня, которые сходятся в шип. После формируется корона вокруг площадки из 8 основных и 24 небольших треугольных граней, а в последнюю очередь выравнивается «ободок» между верхней третью и нижней частью бриллианта – рундист.

Камни, огранённые таким образом, эффектно смотрятся абсолютно в любом изделии. Эта огранка заставит засверкать и цветные минералы, и даже недорогие прозрачные самоцветы.

Главный недостаток такого вида обработки – большая потеря изначального веса самородка – до 50% превращается в пыль и крошку. Это одна из главных причин, почему всё большей популярности набирают фантазийные огранки разных форм:

  • Бриолетт (или капля) – одинаковый с любого бока, такой камень эффектно смотрится в серьгах или подвесках, закреплённый лишь за острую верхушку. Граней обычно 84, они однотипные – либо все треугольные, либо все ромбовидные. Такая огранка не сильно преломляет свет и создаёт немного бликов внутри камня, зато подчеркивает его чистоту и цвет. Обычно применяется для цветных прозрачных минералов.
  • Принцесса – очень оригинальный способ огранки бриллиантов (и не только) квадратной формы. Количество граней колеблется от 49 до 76, а нестандартное сочетание клиновидных, треугольных и трапециевидных граней в этой форме создают несчётное количество бликов, концентрирующихся в крест от угла до угла квадрата. Как и классическая бриллиантовая, эта огранка отлично подчеркивает способность камня преломлять свет и его прозрачность. Также пожжет скрыть за обилием бликов мелкие дефекты от неопытного глаза. Ещё одно преимущество – значительно меньшая потеря массы, чем при бриллиантовой огранке.
  • Античная огранка имеет абсолютно аналогичное бриллиантовой огранке количество и расположение граней, но в пределах квадрата или прямоугольника с закруглёнными краями. Выглядит очень нестандартно и ярко, создаёт огромное количество цветных бликов.
  • Триллиант – целая группа огранок, характеризующихся треугольной формой и самым неожиданным сочетанием и расположением граней. Открывает ювелиру широкий простор для творчества. Количество граней – от 19 до 71 и более, бликов всегда очень много, и они мелкие и острых форм – как и в классической бриллиантовой огранке.
  • Октаэдр – самая примитивная огранка, применяется в основном для недорогих прозрачных минералов, а также как стартовая форма алмаза перед огранкой в бриллиант. Имеет 8 одинаковых граней – равносторонних треугольников и 6 вершин. Можно описать как 2 четырёхгранные пирамиды с общим основанием.
  • Роза – один из первых видов огранки, сейчас утратил былую популярность. У такого камня плоское основание, над которым возведён «купол» из 12 или 24 треугольных граней.
  1. Ступенчатая огранка – имеет грани в виде трапеций, расположенные строго параллельно рундисту – «ободку» камня. Создаёт значительно меньше световых бликов, но они намного ярче и сильнее; подчеркивает идеальную чистоту камня и его цвет. Применяется только для прозрачных минералов, чаще – для цветных. Бриллианты так гранят весьма редко, ведь для такой обработки необходимо наивысшее качество камня, а результат блестит не так завораживающе, как клиньевая огранка.
  • Таблица – простейшая ступенчатая огранка, всего по 1 ступени вверх и вниз от рундиста, 10 граней. Один из первых видов огранки.
  • Багет – прямоугольник с большим количеством ярусов-ступеней.
  • Изумрудная огранка – отличается 8-угольной формой камня: прямоугольник со «срезанными» углами. Была придумана специально для изумрудов и защиты их ценных хрупких углов, но успешно применяется и для других камней. Граней обычно 49 – 2 яруса короны и 3 – павильона.
  • Ашер – вариация изумрудной огранки с большим количеством ступеней. Больше граней – больше бликов, поэтому эффектно смотрится в том числе и на бриллиантах. Может включать 57, 65 и более граней.
  1. Смешанный тип огранки сочетает в себе признаки клиньевой и ступенчатой огранок.
    • Радиант – самый популярный пример. Это своеобразный гибрид огранок принцесса и изумруд, с преобладанием первой. Корона начинается со ступеньки, а продолжается так же, как в принцессе; обратная сторона камня (павильон) огранена клиньями; от изумруда также досталась восьмиугольная форма – квадрат со срезанными углами, вместо обычного квадрата у принцессы. Блики смотрятся более упорядочено, как будто весь хаос мельчайших треугольников разбит и разграничен несколькими рамками. Чаще применяют такую огранку для бесцветных прозрачных камней.
    • Цейлонская – сочетает многоярусный ступенчатый павильон с короной из клиновидных граней. Форма камня и рисунок короны напоминает античную огранку.

Для того чтобы придать камню огранку, первым делом ювелир его внимательно осматривает и планирует сколько камней и какой огранки будет целесообразно изготовить из этого минерала. Затем его распиливают на части тончайшим лезвием с алмазным напылением, причём распил одного небольшого алмаза может занять до 4 часов. Непосредственно огранка производится при помощи специальных ограночных инструментов, позволяющих надёжно закрепить камень, а затем поворачивать его под нужным углом для формирования граней. Этот процесс занимает ещё 3 – 4 часа на камень весом 1 карат. Далее, при необходимости, производится резьба по поверхности – как правило, по полудрагоценным непрозрачным или полупрозрачным самоцветам. Последние этапы – шлифовка и полировка – делают поверхность камня идеально гладкой и максимально прозрачной. Для этого на керамическую основу наносится алмазная пыль с оливковым маслом.

Любое неаккуратное движение или неправильное решение во время всего этого процесса может привести к тому, что камень будет не концентрировать свет, многократно отражая его бликами и раскладывая спектр, а свободно пропускать, как стекло.

Для того, чтобы так точно выполнить работу, которая видна за частую лишь под лупой с 10-кратным увеличением, требуются годы и десятки лет опыта, а каждая ошибка приводит к отбраковке ценнейшего материала. Всё это вполне оправдывает высокую стоимость работы ювелиров – огранщиков, ведь именно они превращают неприметные природные самоцветы в яркие, сверкающие великолепием камни.

© ebergardt.ru, 2024
Строим вместе