Недовязанный кудровский узел. Дали зеленый свет. Градсовет Ленобласти согласовал проект планировки ТПУ “Кудрово” Узел «Кудрово» не завязался

12.01.2024

18:34 — REGNUM В многоэтажной деревне Кудрово во Всеволожском районе Ленинградской области на месте гаражного кооператива создадут транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Сначала будет построен автовокзал, а в перспективе появится станция метро и пройдут железнодорожные и трамвайные пути. Соответствующий эскиз планировки территории сегодня, 9 февраля, был рассмотрен на заседании градостроительного совета Ленобласти, но отправлен на доработку, передает корреспондент ИА REGNUM .

Как обещали ранее власти Ленобласти, в ближайшем будущем активно застраиваемый населенный пункт Кудрово получит статус города.

«Реализуется город на 80 тысяч жителей, где сегодня зарегистрировано 12 тысяч, а фактически проживает 40 тысяч. Проблема серьезная. Посчитана ли транспортная нагрузка на дороги? Я не понимаю, как подойдут пешеходы, как подъедет маршрутка», — вопрошал разработчиков главный архитектор Ленобласти Евгений Домрачев , комментируя недочеты эскиза.

Эскиз планировки территории ТПУ «Кудрово» не одобрили, поскольку члены градсовета, «не увидели пешеходные связи жителей Кудрово с ТПУ» и «взаимоувязки с объектами городской дорожной сети, железной дороги».

ТПУ Кудрово будет располагаться в границах муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского района, примыкая к автодороге М-18 «Кола» и гипермаркету «Мега-Икеа» и займет, ориентировочно, площадь 8 га на месте гаражного кооператива. Как посетовали разработчики эскиза планировки ООО «Студия 38», это единственный свободный и удобный участок для размещения ТПУ, поскольку остальные территории уже заняты жилищным строительством.

Согласно предложениям, ТПУ будет включать: вестибюль станции метрополитена «Юго-Восточная» («Кудрово»), автобусный вокзал, платформы железной дороги, остановки пассажирского транспорта общественного пользования, коммерческие помещения, перехватывающие парковки автомобильного транспорта и открытые автостоянки.

По словам зампреда правительства по строительству Михаила Москвина , реализовываться проект ТПУ будет поэтапно. «Сначала будет построен автовокзал. Перевозчики сами готовы выступить инвесторами в его строительстве», — отметил он. Остальные этапы, в части строительства метрополитена, железной дороги и трамвайных путей, будут, по словам чиновника, зависеть от взаимодействия с Петербургом.

«Мы не можем сказать, будет ли там метро или нет — это решение зависит от Санкт-Петербурга. Но, в любом случае, закладываем возможность строительства там станции метрополитена. Но раз сделан подземный ход, рано или поздно метро появится», — уверен Москвин.

«Октябрьская железная дорога, «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» говорит о том, что здесь возможно организовать движение до железнодорожной станции «Ладожская», до метро «Ладожская». Мы стремимся, чтобы это было», — добавил он.

Также власти Петербурга и Ленобласти рассматривают возможность строительства в рамках ТПУ линии трамвая от станции метро «Улица Дыбенко» до деревни Новосаратовка. Реализация проекта предусматривает реконструкцию существующего перекрестка проспекта Солидарности и улицы Дыбенко с учетом строительства трамвайного путепровода через железнодорожные пути в створе улицы Дыбенко.

«Больной темой» будет, по мнению Москвина, земельный вопрос, поскольку, как уже говорилось, ТПУ предполагают разместить на участке, находящемся в собственности гаражного кооператива. «Скорее всего, основные гаражники — это жители Санкт-Петербурга. Но для этого есть законные процедуры. Основанием будет являться утвержденный проект планировки. На земельные участки будет наложено обременение по виду использования. Если участки находятся в частной собственности, идет процедура выкупа», — сказал Москвин.

Как сообщало ИА REGNUM , деревня Кудрово, расположенная на юго-восточной границе Петербурга и Ленобласти, за восемь лет активной застройки фактически превратилась в продолжение Северной столицы.

Проведенный в рамках предпроектных проработок анализ существующей транспортной инфраструктуры в район Кудрово показал, что на данный момент въезд на его территорию осуществляется либо по переезду через железнодорожные пути Октябрьской железной дороги, расположенному с северо-западной стороны района в створе улицы Дыбенко, либо по территории ТРК «МЕГА Дыбенко» через существующую развязку с федеральной автомобильной дорогой Р-21 «Кола», что уже создает серьезные проблемы как для движения транспорта, направляющегося в жилые кварталы, так и для транзитного транспорта, следующего по федеральной автомобильной дороге «Кола».

«Не понравилось, что не видны пешеходные связи для проживающих в Кудрово. Не ясно, как именно пешеходы будут подходить к этому транспортно-пересадочному узлу», — пояснил Москвин основную причину, по которой эскиз планировки территории ТПУ был отправлен на доработку.

Читайте ранее в этом сюжете:

Напомним также, власти региона и компания IKEA Centres Russia пришли к соглашению о модернизации существующего путепровода в сторону Кудрово с поэтапным подключением к улично-дорожной сети Кудрово. Проект развязки возле ТЦ «МЕГА Дыбенко» в Кудрово будет разработан уже до 1 июня 2017 года.

«ИКЕА готова сделать проект планировки линейной части развязки и проинвестировать часть средств. Есть промышленные и торговые предприятия, которые тоже нуждаются в развязке. Уверен, что нам удастся создать пул застройщиков, которые проинвестируют строительство», — добавил Москвин сегодня.

История вопроса

Дороги прочно вошли в фольклор населения, в качестве одной из бед России. Система российских автодорог включает в себя дороги общего пользования федерального, регионального и местного значения, и её деятельность контролируется органами власти того или иного уровня, в соответствии с законодательством. Протяженность дорог за последние десять лет практически удвоилась, однако критики заявляют, что рост проиошел в основном за счет включения в статистику дорог во дворах. Между тем, транспортной стратегией России до 2030 года общая протяжённость дорожной сети автодорог страны при инновационном развитии экономики должна увеличиться в полтора раза и достигнуть 1,7 млн км.

В Кудрово власти региона намерены построить автовокзал на 400 пассажиров с 15 перронами прибытия и отправления. Со временем здесь появятся станция метро и железнодорожная платформа, от которой пойдут электрички до Ладожского вокзала, линия трамвая от станции метро «Улица Дыбенко» до деревни Новосаратовка, открытые автостоянки и перехватывающие парковки на 2208 машиномест. Сейчас въехать в Кудрово можно по переезду через железнодорожные пути в створе улицы Дыбенко либо по территории ТРК «МЕГА Дыбенко» через развязку с автодорогой «Кола». Оба варианта неудобны. Новый ТПУ вместе с модернизацией существующего путепровода, о котором чиновники обеспечит доступность растущего пригорода. Стоимость проекта - 7,6 млрд рублей. Строить ТПУ предстоит за счет внебюджетных источников, начать реализацию проекта планируют в 2021 году.

«В Кудрово строится город на 80 000 жителей, фактически уже проживает 40 000», - обозначил масштаб проблемы главный архитектор Ленобласти Евгений Домрачев.

Разработчик эскизного ППТ, «Студия-38», жалуется на дефицит места для размещения ТПУ: его предстоит «вписать» в 1,8 га, занятых гаражным кооперативом. 50 га вокруг участка уже освоены жилищными застройщиками. Утвержденный проект планировки должен послужить основанием для выкупа земли у собственников гаражей.

Пока эскиз ППТ отправлен на доработку. Члены Градсовета не увидели в нем «взаимоувязки с объектами городской дорожной сети, железной дороги».

«В эскизе не видны пешеходные связи для проживающих в Кудрово, - пояснил решение Градсовета зампред правительства ЛО по строительству Михаил Москвин. - Неясно, как именно пешеходы будут подходить к этому транспортно-пересадочному узлу. Первым этапом реализации проекта станет автовокзал, и надо четко зонировать его, а также перспективную станцию метро и железнодорожную станцию».

Градсовет Ленобласти на заседании 20 февраля рассмотрит эскиз планировки транспортно-пересадочного узла (ТПУ) "Кудрово". Объект объединит вестибюль одноименной станции метро, стоянку для маршруток, автовокзал на 400 пассажиров, перехватывающую парковку и открытые автостоянки. Стоимость проекта оценивается в 7 млрд рублей, для его реализации будет привлекаться инвестор. Самая проблемная часть проекта — станция метро, срок строительства которой неоднократно переносился и до сих пор точно не определен. При этом эксперты не видят смысла в организации ТПУ без подземки. А в областном правительстве прорабатывают альтернативную транспортную связь с Петербургом — запуск скоростной электрички от Кудрово до Ладожского вокзала и продолжение трамвайной ветки от станции метро "Улица Дыбенко".


В пресс-службе правительства Ленинградской области сообщили, что ТПУ расположится на площади более 52 га на границе Кудрово и Свердловского городского поселения, примыкая к автодороге М18 "Кола" и гипермаркету "Мега Дыбенко". На территории транспортно-пересадочного узла планируется разместить вестибюль станции метрополитена, автобусный вокзал на 400 пассажиров с 15 перронами прибытия и отправления, остановочный пункт для маршрутного транспорта и парковку для него. Также в ТПУ войдут коммерческие помещения, перехватывающая парковка на 2,2 тыс. машино-мест, три открытые автостоянки общей вместимостью 340 машино-мест.

Приступить к реализации проекта региональные власти планируют не раньше 2021 года. Стоимость проекта оценивается более чем в 7 млрд рублей. Возводить объект в областном правительстве надеются с помощью средств инвесторов. При этом последних пока нет. Как уточнили в пресс-службе администрации Ленобласти, власти хотят подготовить все необходимые документы к приходу инвестора. Кроме того, эскиз планировки ТПУ необходим для того, чтобы увязать всю улично-дорожную сеть Кудрово в единую схему организации движения для понимания, в каком направлении дальше работать.

Эскиз планировки разрабатывает Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ее руководитель Кирилл Поляков сообщил "Ъ", что так как появления метро в Кудрово в ближайшие пять-семь лет можно не ожидать, то проект планировки включает комплексное развитие всех видов транспорта. "ТПУ — это не только метро, но организация движения всех видов транспорта, в том числе железнодорожного. Мы не можем повлиять на строительство станции метрополитена (его собственник — Петербург), но можем предусмотреть место под вестибюль для нее", — подчеркнул заместитель председателя областного правительства по строительству Михаил Москвин.

Отметим, что в Смольном пока не могут сказать точно, когда приступят к строительству станции метро в Кудрово. В концепции развития транспортной системы Петербурга до 2048 года продление "оранжевой" ветки метро запланировано на период с 2023 по 2028 год. "Сейчас обсуждаются имущественно-правовые вопросы, как только они будут решены, то можно будет говорить о конкретных сроках возведения станции метро в Кудрово", — прокомментировали в комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга.

По словам Владимира Валдина, эксперта МОО "Город и транспорт", без станции метро в кудровском ТПУ нет смысла. Но эксперт сомневается, что подземка придет сюда в ближайшие 10-15 лет. Стоит отметить, что метро в Кудрово начали строить еще в конце 1980-х годов — после станции "Улица Дыбенко" было возведено около километра тоннеля, но в итоге из-за недостатка финансирования проходка была заморожена. "Самая затратная часть в метростроении — это сооружение станции. В Кудрово могут возникнуть сложности с отчуждением земли, так как это будет объект на стыке двух субъектов федерации", — отметил Владимир Валдин.

По его словам, идея ТПУ как некоего транспортного решения довольно сомнительна и скорее походит на "торгово-предпринимательский узел", где основная цель — заработать на торговле. Но в Кудрово есть "Мега Дыбенко" и строить дополнительные коммерческие площади, по мнению эксперта, здесь бессмысленно. "Какое улучшение транспортной связи может давать остановка? Пересадка является удобной, если она распределенная. А ТПУ этому противоречит", — добавил господин Валдин.

В то же время Кудрово активно застраивается и как никогда нуждается в улучшении транспортных связей с Петербургом. По словам Ольги Трошевой, руководителя КЦ "Петербургская недвижимость", в Кудрово в процессе строительства находится десять жилых комплексов. Объем рынка составляет около 800 тыс. кв. м жилья. Жилье строят компании Setl City, "Отделстрой", "Строительный трест", "Полис Групп", ЦДС, "Арсенал-Недвижимость", "Мавис", "Патриот-Нева", "Инвестторг" и "Прок". "Объем предложения составляет около 373 тыс. кв. м жилья, это 8,8% от всего объема предложения жилья на первичном рынке в классе масс-маркет по Петербургу и пригороду Ленобласти", — добавила Ольга Трошева.

Власти Ленобласти понимают, что метро в Кудрово придет нескоро, поэтому решили подстелить себе соломки. По словам источника "Ъ", в рамках разрабатываемой комплексной транспортной схемы областные власти рассматривают перспективу запуска электричек (возможно, это будет даже скоростная "Ласточка") по существующей военной дороге от Ладожского вокзала до Кудрово (станция "Нева"). При этом реконструкцию участка готово проводить ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (учредитель ОАО РЖД). Эту информацию подтвердили в аппарате Михаила Москвина. Однако на запрос "Ъ" в пассажирской компании не ответили. Также, по словам собеседника "Ъ", прорабатывается вопрос прокладывания трамвайной линии от станции метро "Улица Дыбенко" в сторону Новосаратовки. При этом строить ее предполагается за счет девелоперов.

Лидия Горборукова,


Марина Костюкевич


Всеволожск готовится к перехвату

Накануне в областной администрации чиновники и представители ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК) обсудили вопросы перспективного сотрудничества. Как сообщили в аппарате Михаила Москвина, руководство компании предложило спроектировать и построить перехватывающую автомобильную парковку на одной из железнодорожных станций во Всеволожске. Профинансирует проект ОАО, а Ленобласть должна рассмотреть вопрос о выделении свободной земли под эти цели.

Кроме того, представители СЗППК выразили готовность ввести на территории Ленобласти и Санкт-Петербурга единый электронный билет по типу "Подорожника".

Марина Костюкевич


Ленинградская область

12:10, 21.02.2017

Градсовет Ленобласти поручил доработать проект транспортно-пересадочного узла «Кудрово»

Начало строительства запланировали на 2021 год.

Проект планировки транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Кудрово» отправили на доработку по решению градостроительного совета Ленобласти. Правительству не понравилось, что на плане не видно, как именно пассажиры будут пользоваться узлом. Об этом журналистам рассказал зампред администрации региона Михаил Москвин. Проект разрабатывает «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти».

Проект ТПУ реализуют в несколько этапов. На первом необходимо четко обозначить автовокзал, будущую станцию метро и железнодорожную станцию. Однако связей между ними авторы проекта не указали, заявил Москвин.

О сроках и инвесторах строительства автовокзала в правительстве заявят после утверждения проекта ТПУ. Михаил Москвин предположил, что профинансировать возведение могут будущие перевозчики. Метро и ж/д станцию будут строить вместе с Санкт-Петербургом и РЖД.

Власти региона рассматривают вариант строительства линии трамвая от метро «Улица Дыбенко» до деревни Новосаратовка. Его можно организовать во время первого этапа строительства ТПУ. Для запуска трамвая необходимо реконструировать существующий перекресток проспекта Солидарности и улицы Дыбенко.

Ранее сообщалось, что строительство ТПУ «Кудрово» оценили в семь млрд рублей. Узел расположат на площади более 52 га на границе Кудрово и Свердловского городского поселения, на границе с магистралью «Кола» и гипермаркетом «Мега-Дыбенко».

В состав узла войдут вестибюль метро, остановка и парковка для маршруток, автовокзал на 400 пассажиров с 15 перронами, перехватывающие парковки на 2,2 тыс. машиномест, три открытых автостоянки на 340 машиномест. Финансируют проект за счет инвесторов. Начало строительства запланировано на 2021 год.

15 февраля стало известно, что IKEA проект новой развязки в Кудрово к 1 июня 2017 года. Магистраль должна улучшить дорожную обстановку в деревне и упростить связь Кудрово с Мурманским шоссе и КАД. Компания готова вложить в строительство 700 млн рублей. Зампред правительства Ленобласти Михаил Москвин поручил компании посчитать конечную стоимость дороги. После этого регион начнет поиск инвесторов. Москвин отметил, что администрация Ленобласти планирует привлечь к стройке девелоперов, которые возводят свои дома в Кудрово.

Предварительная стоимость проекта оценивается в 7,6 млрд рублей. По данным дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти, работы на объекте начнутся в 2021 году. Транспортно-пересадочный узел планируют построить на границе Кудрово и Свердловского городского поселения, рядом с автодорогой М-18 "Кола" и гипермаркетом " ". Площадь участка составляет 8,12 га.

По задумке авторов, ТПУ объединит в себе станцию метро, стоянку для маршруток, автовокзал, а также перехватывающую парковку на 2,2 тыс. мест и три автостоянки на 340 мест. Кроме того, на территории появятся коммерческие помещения.

Метро, трамвай и дороги

В феврале 2017 года градсовет отправил на доработку предыдущий проект планировки транспортно-пересадочного узла. "Мы не увидели в эскизе того, как дорожная сеть увязана с железной дорогой. Кроме того, надо провести зонирование всех частей ТПУ - и железнодорожной станции, и автовокзала", - пояснил тогда зампредседателя правительства Ленобласти .

Сегодня при рассмотрении проекта планировки у членов градсовета появилось несколько замечаний, например, речь зашла о подключении к водоснабжению зданий. Существенным замечанием оказалось отсутствие месторасположения будущей станции “Кудрово”. По словам зампредседателя правительства Ленобласти Михаила Москвина, у проекта отсутствуют технические условия подключения к трассе “Кола”, а также есть проблемы из-за того, что “Мега Дыбенко” планирует построить развязку недалеко от участка ТПУ. Стоимость строительства новой транспортной сети оценивается в 700 млн рублей.

“Сейчас есть два проекта территорий. Сегодня просто отсутствует Центральная улица на участке от улицы Строителей (от предполагаемого ТПУ) до трассы “Кола”, участка просто нет. Жителям приходится через дороги “Мега Дыбенко” выезжать на трассу. Надо построить продолжение Центральной улицы. Загвоздка в утверждении планировки территорий. “Мега” делает проект планировки в своих целях, ТПУ делается в целях жителях. Эти проекты нужно постараться соединить”, - рассказал Москвин.

Работы по строительству ТПУ планируют проводить в несколько этапов. Первым станет развитие дорожной инфраструктуры. Например, речь идет о строительстве второй очереди развязки Р-21, которая поможет обеспечить транспортное сообщение Кудрово с Мурманским шоссе.

"Материалами настоящего проекта планировки предлагается строительство линии трамвая от станции метро "Улица Дыбенко" до деревни Новосаратовка. По мысли авторов, реализация данного проектного решения предполагает реконструкцию существующего перекрестка проспекта Солидарности и улицы Дыбенко с учетом строительства трамвайного путепровода через железнодорожные пути Октябрьской железной дороги в створе улицы Дыбенко", - рассказали в пресс-службе правительства Ленобласти.

Ранее начальник управления по транспорту Ленобласти Павел Постовалов , что ТПУ в Кудрово запустят через 2 года после открытия одноименной станции метро.

"Ленинградская область выполнит разработку проекта планировки и межевания территории линейного объекта (линии метрополитена), включая станцию, вентиляционные шахты и электродепо. Согласно техническому заданию, проектные работы должны начаться в 2021 году, а в 2025 году вестибюль станции должен распахнуть свои двери для пассажиров", - отметил Постовалов. Он добавил, что ТПУ сможет обслуживать более 20 тыс. пассажиров ежедневно.

По данным властей Ленобласти, среднесуточный пассажиропоток на станции метро "Кудрово" составит 147 тыс. человек, а к 2030 году среднегодовой показатель дойдет почти до 28 млн человек. Также чиновники прогнозируют, что к 2030 году пассажиропоток местных, городских и пригородных автобусов будет равен 13 млн человек в год.

Почему Кудрово?

В начале июня депутат к губернатору с просьбой не откладывать сроки строительства новых станций в городе ради метро в Кудрово.

"Ко мне обратилась инициативная группа жителей Красносельского района Петербурга, возмущенных очередным переносом сроков завершения строительства станций Красносельско-Калининской линии", - сказано в тексте запроса.

Парламентарий ссылался на в "Деловом Петербурге", посвященную взаимным претензиям и ОАО " " из-за финансирования и приемки работ по строительству станций "Беговая" и "Новокрестовская". По словам Рассудова, возникшие проблемы заставляют сомневаться в качественном планировании развития петербургского метрополитена.

Позже Георгий Полтавченко , почему Кудрово получит станции метро раньше Кировского и Красносельского районов. Губернатор заявил, что приоритетов у города нет и все направления метро развиваются параллельно.

"Отличие указанных реализации участка Красносельско-Калининской линии метрополитена от станции "Казаковская" до станции "Сосновая поляна" и участка Лахтинско-Правобережной линии от станции "Улица Дыбенко" до станции "Кудрово" с электродепо "Правобережное" обусловлено объемом строительно-монтажных работ, выполняемых на данных линиях, в том числе количеством станций, входящих в состав строительства объектов, и длиной линий метрополитена", - сказано в ответе губернатора.

Полтавченко также пояснил, почему Петербург готов тратить деньги на станции метро в Кудрово.

"Жители Кудрово в основном являются трудовыми и учебными резидентами Санкт-Петербурга, что создает значительную маятниковую миграцию в санкт-петербургской агломерации", - отметил губернатор.

Губернатор добавил, что из-за активного жилищного строительства и критической транспортной обстановки в направлении улицы Дыбенко, Народной улицы и проспекта Большевиков власти решили развивать участок Лахтинско-Правобережной линии метро от станции "Улица Дыбенко" до станции "Кудрово".

8 мая 2018 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры ) Петербурга объявил два конкурса на разработку проекта строительства участка Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от станции "Улица Дыбенко" до станции "Кудрово" и электродепо "Правобережное". Подрядчика должны были определить 23 мая. Общая стоимость двух контрактов составляла 45 млн рублей.

После этого власти отменили оба конкурса на строительство объектов метрополитена. КРТИ принял решение конкурсы на строительство станции метро "Кудрово" и депо "Правобережное". По данным чиновников, стоимость проекта и сроки работ изменять не планируют.

"Данное решение комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга возникло после дополнительной проработки вопроса продолжения Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от станции "Улица Дыбенко" до станции "Кудрово", - пояснили в КРТИ. В комитете добавили, что разделение проектов может привести к срыву сроков работы.

“Пока нет станции метро, ни один инвестор туда не придет. Территория без метро не представляет коммерческой привлекательности, как при наличии метро. Когда будет стадия реализация строительства, я думаю, мы получим очередь из инвесторов”, - рассказал Москвин.

Другие ТПУ

Кроме строительства пересадочного узла в Кудрово, власти Ленобласти планируют ТПУ “Девяткино” недалеко от Муринской развязки. Регион уже подписал соглашение с челябинской компанией “Первая транспортная корпорация” на ПМЭФ-2018.

Концепция проекта предусматривает концессионное соглашение. Ориентировочные затраты на создание первой очереди ТПУ "Девяткино" составляют 405 млн рублей. По предварительным оценкам, вокзал в Девяткино может появиться уже в 2019 году, в целом проект обещают завершить в 2021 году.

В Петербурге построить два автовокзала: “Северный” и “Южный”. Начать решили с южного участка, потому что в этом направлении наибольший пассажиропоток междугородних и международных автобусных перевозок.

План реализации проекта ТПУ "Южный" включает работы по строительству линии скоростного трамвая станция "Южная" - Колпино. Уже проведены процедуры на разработку конкурсной документации. Окончание строительства линии запланировано на 2021 год. С учетом сроков строительства объектов постоянной и временной инфраструктуры в районе станции метро "Южная" функционирование ТПУ начнется с 2022 года.

Как стало известно в апреле 2018 года, строительство нового автовокзала "Южный" возле станции метро "Купчино" оценили в 4,1 млрд рублей. Это более чем в 8 раз превышает первоначальную смету. Новую сумму назвала председатель на инвестиционном совете при губернаторе Петербурга.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

© ebergardt.ru, 2024
Строим вместе