Способы фотопечати. Виды фотопечати и нанесение изображения на скинали. Что такое минилабы

24.01.2024

В этой статье пойдет речь об основных способах передачи (нанесения) изображений на бумагу. В настоящее время существует несколько способов печати фотографий. Давайте рассмотрим их плюсы и минусы поподробнее.

Фотопечать (печать на фотобумаге)

Это традиционный метод печати фотографий. Еще его называют: аналоговый или мокрый способ печати. Конечно, здесь под словом «фотобумага» надо понимать «настоящую» классическую фотобумагу, которая сначала экспонируется, а затем проходит химическую обработку, а не ту «фотобумагу», которую продают в магазинах для струйной печати (это просто плотный картон и ничего общего с классической фотобумагой он не имеет). Данный способ печати претерпел с момента его основания французом Л. Дюко дю Орон еще в 1868 году достаточно много изменений и в настоящее время он технически сложен.

Процесс фотопечати состоит из следующих этапов:

  1. Экспонирование или проецирование изображений на фотобумагу. Традиционно этот процесс выполнялся на фотоувеличителе с негатива. В современных фотолабораториях процесс экспонирования выполняется несколькими «цифровыми» способами. Изображение на фотобумаге может создаваться с помощью матрицы микрозатворов или электронно-лучевой трубки. На самом деле способов передать изображение на фотобумагу гораздо больше. Еще не стоит забывать о традиционном способе экспонирования с негатива.
  2. Дальше следует процесс химической обработки фотобумаги. Обычно это:
    • Проявка
    • Отбеливание и фиксаж
    • Стабилизация и промывка
  3. В заключении всего обычно следуют процессы сушки и нарезки рулона на отдельные отпечатки (если это не было сделано в самом начале).

Плюсы и минусы «Фотопечати»

Достоинств данного процесса достаточно много:

  • Самая высокая «глубина» цвета, т.е. Возможность наиболее широко передать количество цветовых оттенков.
  • Самая высокая износостойкость. Традиционная фотография не подвержена размыванию паром и водой, менее подвержена разного рода механическим воздействиям
  • Самая высокая долговечность. Фотография на традиционной фотобумаге очень устойчива к воздействию ультрафиолетовых лучей и вследствие чего, почти не выцветает.

К недостаткам традиционной фотопечати фотографий можно отнести лишь относительно высокую себестоимость данного метода, ограниченный максимальный размер отпечатка и очень высокую стоимость оборудования (фотолабораторий).

Печать фотографий на струйном принтере (inkJet)

Этот метод печати фотографий получил в последнее время очень широкое распространение, главным образом благодаря, относительно низкой стоимости оборудования.

Данный способ печати заключается в использовании водно-дисперсионных чернил для создания изображения на специальной бумаге - плотном картоне со специальным покрытием. При струйном способе печати изображение на бумаге получается путем разбрызгивания чернила из сопла печатающей головки пьезоэлектрическим насосом. Отличительные особенности, влияющие на качество отпечатка при струйной печати это количество цветов чернил и тип используемой бумаги. Количество используемых цветов чернил влияет на печать светлых тонов изображения. С этой проблемой лучше справляются принтеры с 6 - 8 чернильницами.

Плюсы и минусы струйной печати фотографий.

К основным достоинствам струйной печати фотографий стоит отнести, прежде всего, относительно низкую себестоимость получаемой фотографии и низкую стоимость оборудования для печати. Недостатками данного метода являются:

  • Очень низкая влагостойкость готовых фотографий
  • Низкая устойчивость к выцветанию
  • Низкая износостойкость (осыпание чернил)

Термосублимационная печать

Принцип сублимационной печати это очень быстрый разогрев твердых пигментов (красителей) в пар и застывание его на бумаге. Красители, как правило, находятся на лавсановой пленке и заправляются в принтер вместе с бумагой. При данном способе печати получается довольно большая глубина цвета - до 24 бит. Это возможно в следствии смешивания пигментов для получения нужного оттенка.

Достоинства и недостатки сублимационной печати

К основным достоинствам данного метода печати относится широта охвата цветовых оттенков и относительно низкая стоимость оборудования.

К недостаткам можно отнести очень высокую стоимость отпечатка (около 0,4$ за 10×15см) и низкую устойчивость к ультрафиолетовым лучам.

Роман Минаев. Портрет Бойса. Цианотипия. Кока-кола. Бумага.

Рассказ Людмилы Зинченко

Я расскажу о некоторых процессах печати, которые получили название альтернативных — альтернативных цифровой фотографии или обычной аналоговой. Вы можете получить представление об этих вещах, однако, чтобы заниматься, надо подготовиться более серьезно, используя специальную литературу и интернет-ресурсы. Но и это не главное. Как, например, невозможно научится играть на скрипке, зная только нотную грамоту, не разучивая гаммы, так и научиться печатать можно только путем постоянных тренировок.

Нужна практика. Чтобы концертировать, надо постоянно музицировать. Не огорчайтесь, если у вас не получится сразу. Я, например, около двух лет, уже под насмешки друзей и коллег, не могла освоить гумбихромат… Самое главное — иметь терпение. Итак начали.

Цианотипия

Цианотипия — самый простой и, пожалуй, самый распространенный сейчас способ печати. Как и большинство альтернативных процессов печати, он известен давно. Если открыть фотографический справочник начала прошлого века, то можно встретить и другое его название — ферротипия. Это по названию железа, которое используется в этом процессе. Рецепт приготовления светочувствительного раствора прост.

Первый раствор:

30 г лимоннокислого аммиачного железа (цитрат железа) на 100 г воды. Из этого мы получим первый запасной раствор.

Второй раствор:

10 г калия железосинеродистого (он же красная кровяная соль, или, в просторечии, кровянка) на 100 г воды.

Два этих запасных раствора хранятся достаточно долго, чего не скажешь о рабочем растворе, который следует приготовить непосредственно перед нанесением. Рабочий состав состоит из одинакового количества первого и второго растворов. Для составления лучше использовать шприцы и в плоскую баночку налить одно и то же количество железа и кровянки. Дальше взять бумагу или ткань (наверное, возможны и другие носители) и при неярком свете кистью нанести светочувствительный раствор на поверхность. Оставить сохнуть также при слабом освещении.

Разумеется, для начала лучше взять бумагу. Ее качество не играет принципиальной роли, подойдет любая плотная акварельная бумага, впрочем, можно взять и ватман.

Чтобы напечатать фотографию, нужен негатив. Если, конечно, вы не делаете фотограмму. Фотограмма — это занимательный процесс, который можно делать на улице, в лесу, у моря и т. д. Намазываете бумагу в глубокой тени, а еще лучше сделать это заранее, так как очувствленная бумага может храниться — в черном пакете, разумеется. Мой «личный» максимальный срок хранения — около двух недель. Потом на бумагу можно положить какие-то предметы, допустим, найденные в лесу или на море либо собственную соломенную шляпу, подержать на солнце минут 10, промыть — и картинка готова.

В остальных случаях делается негатив. Не смущайтесь, если у вас нет аналоговой камеры, в данном случае она и не нужна. Альтернативные способы тем и хороши, что вы можете сделать отпечаток, снятый на что угодно: телефон, цифровой фотоаппарат любого уровня, пинхол и т. д. Можно даже нарисовать этот рисунок и перевести его в негатив.

Берете прозрачную пленку для принтера (я покупаю ее на Савеловском рынке). Негатив делается в «Фотошопе» простым способом инвертирования. Далее я подтягиваю кривую так, чтобы изображение было достаточно контрастным и достаточно плотным. Для печати больше подходит струйный принтер.

Подсохший черно-белый негатив вы кладете на светочувствительную бумагу, закладываете все это в рамку. Простейший ее вид: плотный задник и стекло, которое прижимает ваши фотоматериалы сверху. Скрепляете все это канцелярскими зажимами и экспонируете. Это называется контактная печать.

Для этого вам нужен ультрафиолетовый источник света. Он может быть как естественным — солнце, так и искусственным — УФ-лампа. Конечно, желательно, чтобы излучение лампы максимально покрывало поверхность негатива, иначе у вас будут недоэкспонированы края, которые станут потом слишком светлыми. Выдержка будет составлять 7-15 минут, в зависимости от плотности негатива. По истечении этого времени достаем проэкспонированную фотобумагу и промываем ее. Это лучше делать в кювете с проточной водой, следите только, чтобы струя не била на саму картинку, иначе на этом месте у вас появится светлое пятно, если не дырка. По окончании промывки лучше прополоскать фотографию 10-15 минут в растворе лимонной кислоты.

Теперь вы можете любоваться на прекрасную светло-синюю картинку. Это, собственно, и есть берлинская лазурь — вещество, которое получается после всех химических процессов, произошедших на бумаге. Если все же вас не устраивает цвет, который и дал название процессу, — цианотипия, то вы можете тонировать изображение. В качестве тонера чаще всего используют чай — черный или зеленый, где красит, собственно, входящее в него вещество танин, но поле для экспериментов широко, можно использовать даже кока-колу! После промывки и тонирования вы сушите изображение — и отпечаток готов.

Так же происходит процесс и с тканью. Правда, выдержка несколько длинней, чем на бумаге. Часто задаваемый вопрос в отношении ткани — о возможности стирки. В машине — нет, только ручная стирка с минимумом мыла. Что касается возможности носить это изделие, думаю, да, можно, потому что красная кровяная соль, небезопасная для организма, вымывается в процессе печати.

Соленая печать

Это самый старый способ печати фотографий, изобретенный Уильямом Генри Фоксом Тальботом в начале позапрошлого века. Он основан на взаимодействии соли и азотнокислого серебра. Его отличает мягкость тона, слабый контраст и, как следствие, широкий динамический диапазон.

Конечно, купить поваренную соль и желатин не составит труда. А вот азотнокислое серебро — очень дефицитный материал, и найти его сложно (конечно, если вы не готовы растворять серебряную ложку в азотной кислоте). Для начала лучше ограничиться приобретением набора для соленой печати в фотомагазине. Там, где продаются химикаты для печати, тонеры, фотобумага, возможно, есть и наборы для альтернативных технологий. Но в любом случае не мешает знать то, что вы делаете.

Для начала мы солим бумагу. Лучше брать акварельную бумагу весом 200-300 г с подходящей для вас фактурой. Для соления бумаги можно использовать такой раствор:

25 г поваренной соли

5% бихромата калия (ознакомьтесь с правилами его применения!)

2 г желатина

Вода до 1 л.

Листы бумаги держим в этом растворе около минуты, затем сушим. Соленые листы могут храниться долго. А вот очувствлять бумагу лучше непосредственно перед печатью. При слабом освещении наносим кистью раствор нитрата серебра (12 г на 100 г воды). Воду лучше брать дистиллированную, в противном случае вам придется держать этот раствор на ярком солнце, пока не осядет грязь в виде хлопьев на дне емкости. Чистота раствора влияет на контраст, а поскольку изображения и так будут очень мягкими, то с этой проблемой вы столкнетесь.

Теперь перейдем к негативу. Вы делаете его примерно так же, как и для цианотипии, но гораздо контрастнее. Далее поступаете так же, как и с первым процессом: кладете негатив на эмульсионную сторону высушенного листа бумаги, прижимаете стеклом и включаете УФ-лампу или же выносите на солнце.

Выдержки будут примерно 3-5 минут. Впрочем, все зависит от вашего источника света. Изображение будет меняться на глазах: к концу экспонирования, если все сделано правильно, оно станет темно-коричневым. Но не пугайтесь переэкспонирования, потому что после промывки оно сильно посветлеет. Дальше переходите к процессу фиксирования. Кладете картинку в раствор тиосульфата натрия (это, собственно, и есть черно-белый фиксаж) и держите ее там около 10 мин. Потом пятнадцатиминутная окончательная промывка — и отпечаток можно сушить.

Фотография будет светло-коричневого цвета. Если вы хотите дать другой оттенок, можно использовать тонеры. Я не буду здесь приводить их сложные рецепты, это можно узнать на сайтах по альтернативной фотографии.

Лит-процесс

До этого мы рассматривали процессы, основанные на печати под ультрафиолетовым светом с контактных негативов. Лит-печать же делается на обычном фотоувеличителе, с обычной фотопленки. Хотя некоторые студенты Школы имени Родченко научились печатать и с цифровых файлов, используя те же контактные негативы, сделанные на принтере. (Надо сказать, что для такого негатива и увеличитель не нужен — можно просто включать, например, настольную лампу).

И если цианотипия и соленая печать — более или менее предсказуемые процессы, то, занявшись лит-печатью, вы поймете, что предугадать, как будет вести себя ваш отпечаток в проявителе и что из него в конце концов получится, невозможно. Так же, как невозможно сделать пару одинаковых фотографий, пусть даже с одного негатива и с одинаковой экспозицией. Но дело того стоит!

Самое главное — подобрать фотобумагу для нужного вам эффекта. Как правило, это матовая баритовая бумага. Можно покупать бумагу Ilford, «Кент Мери», FOMA Bohemia и экспериментировать с ними.

Далее выбор проявителя. Самый простой и доступный — это Д-9. Его можно купить в фотомагазине, заказать на сайте «Фотоаптека» (www.d-76.ru) или приготовить самим. Кстати, для этого проявителя хорошо подходит бумага «Фомабром 112». Есть и другие, более дорогие проявители, с другими, разумеется, характеристиками. Специальную фотобумагу для лит-процесса я никогда не покупала, так же, как и мои знакомые, которые печатают постоянно.

Экспозиция при печати — не самая важная тема в лите. Она должна быть больше обычной в 2-3 раза. Самое главное — это проявка. Запаситесь терпением! Проявлять надо около 15 мин., постоянно покачивая кювету. Если вы подогреете проявитель до 25-30 градусов, процесс пойдет быстрее (для этого ставьте кювету в горячую воду). Через какое-то время вы увидите темные пятна на вашем сером отпечатке. Это значит, что пошло инфекционное проявление.

Суть процесса в том и состоит, что наряду с обычным идет второе — инфекционное — проявление. Оно-то и дает это крупное зерно, которое всем так нравится и которое, собственно, дало название процессу. В конце проявки наступит самый ответственный момент: необходимо вовремя достать отпечаток из проявителя и промыть его, иначе за несколько секунд ваш снимок превратится в темное пятно. Научить этому теоретически невозможно, все необходимо постичь на практике.

После фиксирования, кстати, для этого лучше взять обычный простой фиксаж отечественного производства, но в любом случае не «Илфорд», так как после него фотографии темнеют. Тон фотографий может иметь оттенки желтого, коричневого или быть обычным черно-белым. Это зависит от соотношения фотобумаги, проявителя и времени проявки.

Теперь мы переходим к еще более сложному процессу

Гумбихромат

Этот способ печати основан на свойстве гуммиарабика (смолы белой акации) в соединении с бихроматом калия или натрия становиться нерастворимым в воде под действием ультрафиолетового света. Для цвета используются акварельные краски. Если в предыдущих процессах мы могли получить только какой-то определенный цвет, то здесь нашу фантазию может сдерживать только отсутствие акварели. Для гумбихромата нужны только краски Winsdorf&Newton (по крайней мере все то, что я пыталась делать с другими красками, никуда не годилось). Для печати нам будет также нужен контактный негатив, но менее контрастный, чем в предыдущих разделах.

Для начала нужно подготовить бумагу. Если в соленой печати и цианотипии бумага не имеет решающего значения, то в гумбихромате правильно выбранная бумага — это залог успеха. Я использую офортную бумагу Rossapino итальянской фирмы Fabriano. Хорошие результаты дает французская бумага Arch Fine, некоторые сорта Monvale.

Перед печатью бумагу промазываем желатином (3 г на 100 г воды), сушим и затем промазываем светочувствительным раствором. Его составляем так:

Выдавливаем из тюбика червяк акварельной краски, размером примерно с сантиметр. С помощью шприца наливаем 3 мл разведенного заранее жидкого гуммиарабика (30 г сухого вещества на 100 г воды). Дальше шприцом добавляем 3 мл бихромата калия (заранее ознакомьтесь с условиями его применения!). Его раствор готовят исходя из 10 г вещества на 100 г воды.

Впрочем, соотношения этого состава можно варьировать в зависимости от нужного вам контраста. Если вы хотите получить достаточно мягкое изображение, то кладете в рабочий раствор больше бихромата. А если надо усилить контраст, то, наоборот, больше гуммиарабика. Такой способ позволяет печатать по светам и по теням и, если это надо, разными красками. То есть с одного черно-белого негатива вы можете получить или монохромное, с разными оттенками или вообще цветное изображение. Возможно, это не сразу понятно, я вот тоже долго не могла понять. Попробую объяснить печать монохромной фотографии.

Намазываете на бумагу первый слой. Допустим, это будет печать по светам какой-нибудь холодной краской, например, индиго. Составляете для этого раствор с преобладанием бихромата, например 6 г бихромата, 2 г гуммиарабика и червяк краски индиго. После высыхания экспонируете с контактного негатива минуты 2-3 и моете.

Да, не забудьте сделать крестики или надрезы на негативе и бумаге, чтобы потом могли их совмещать. Моете не в проточной воде, а в стоячей, в кюветах. Фотография лежит изображением вниз, и во время этой промывки происходит проявление. То есть незадубившиеся частицы светочувствительного раствора, куда не попал свет, будут вымываться. А там, где свет попал, будет изображение. Воду меняйте, сам процесс проявления в воде может продолжаться около часа.

Затем вы получите картинку. Но вряд ли она удовлетворит вас по качеству, потому что, скорее всего, она будет слишком серой и слабой. Но не забывайте: пока мы делали печать по светам. Второй этап лучше делать спустя несколько часов после высыхания фотографии. Сверху на это же изображение намазываете второй слой, куда кладете гуммиарабика, например, раза в 2 больше, чем бихромата. А краску для этой цели можно взять другую, ведь это печать по теням. Например, умбру или «Ванн Дейк», все это желто-коричневые цвета. Точно так же прокрашиваем и экспонируем, проявляем в воде и сушим. Если и это качество не устраивает, то для красочности можно добавить и третий слой, лучше на следующий день, куда вы добавите бихромат и гуммиарабик в одинаковых пропорциях. А краску возьмете, например, «слоновая кость».

Примерно таким образом я печатала свой проект «РАЙцентр», правда, в некоторых случаях делала по 4-6 слоев.

Получить цветное изображение с помощью этого способа делать будет не очень сложно, если вы освоите печать. Но, думаю, надо сразу отказаться от перспективы получения правильных цветов. На первом этапе это невозможно. Но и зачем вам правильные цвета? Их вы можете получить и в мини-лабе!

Цветное изображение вы можете сделать по системе RGB или CMYK. В первом случае делаете 3 цветоделенных черно-белых негатива, используя меню Split Channels палитры Channels в «Фотошопе». У вас получатся негативы для красного, синего и зеленого каналов. Дальше будет очень интересно: слой акварельной краски для каждого негатива должен быть ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ. Если негатив красного канала, то цвет акварельного слоя на бумаге должен быть голубым.

Синий Зеленый Красный

соответствуют

Желтому Пурпурному Голубому

При печати же по схеме CMYK вы не делаете противоположных цветов, а печатаете правильно: синий негатив — синий слой и т. д.

Удачных экспериментов!

Варя Геворгизова. Эманация тела. Цианотипия. Ткань.

Андрей Куницкий. Из проекта «Бездомные». Соленая печать. Бумага.

Кир Эсадов. Соленая печать. Бумага.

Ирина Манн. Ибица. Лит-процесс

Кир Эсадов. Из проекта «Интимный дневник отличника». Фотобумага Ilford.

Людмила Зинченко. «Баня». Лит-процесс. Фотобумага

Foma 112. Ирина Манн. Испания. 2009 г.

Людмила Зинченко. Из проекта «РАЙцентр». Гумбихромат. Офортная бумага.

Дмитрий Орлов. NY. Гумбихромат. Акварельная бумага.

0.0085999965667725

Сущность технологии фотопечати

Технология фотопечати позволяет нанести полноцветное изображение на всю поверхность покрываемого материала или его определенную часть. В настоящий момент используется несколько техник этого способа декорирования.

Фотопечать на пленке - нанесение изображения на полимерную пленку, которая потом прикрепляется к необходимой поверхности. Данный метод декорирования широко используется в оформлении витрин и средств наружной рекламы. Широкоформатная печать позволяет изготавливать различные изображения любых размеров.

Рис. 1. Технология фотопечати очень популярна для украшений скинали

Фотопечать прямым методом осуществляется с помощью УФ-принтера. Он заправляется специальными чернилами, которые методом струйной печати равномерно ложатся на поверхность материала и полимеризуются под воздействием ультрафиолетового излучения, образуя прочное и крепкое покрытие. Готовое изображение часто покрывается защитным листом стекла или слоем лака.

Для получения иллюзии псевдовитража фотопечать нужно нанести на обработанную пескоструем поверхность стекла. В результате изображение получается полупрозрачным, а фон - матовым.

Широкоформатные полутоновые УФ-принтеры выдают фотоотпечатки цифровых изображений. Получаемое на выходе изображение состоит из непрерывных цветовых переходов. Современные принтеры имеют крупногабаритные размеры. По способу подачи материала в печатную зону существуют принтеры рулонные, гибридные, планшетные и комбинированные. Такие станки позволяют наносить фотоорнамент на жесткий листовой материал шириной 1,8-2 м, толщиной до 5 см и неограниченной длины.

Рис. 2. Технология фотопечати позволяет оформлять поверхности реалистичными,
насыщенными по цвету изображениями

Существует два способа нанесения изображения на стеклянную поверхность:

  1. Фотопечать на внутренней стороне материла. При этом наружная часть стекла получается глянцевой, а само изображение покрывается защитной пленкой.
  2. Печать на внешней стороне стекла. При этой технологии краска наносится на лицевую часть стекла, а пленка клеится на его внутреннюю сторону.

Материалы, необходимые при технологии фотопечати

В технологии фотопечати используются полимерные краски, которые устойчивы к агрессивному внешнему воздействию. Химико-физический состав красок не позволяет каплям растекаться по поверхности. Уникальные свойства чернил допускают наносить их на любую твердую поверхность: акриловое и гнутое стекло, монолитный поликарбонат, ДСП, металл, зеркало и др.

Под воздействием ультрафиолета чернила моментально застывают и прочно сцепляются с материалом. Такие краски устойчивы к воде и растворителям, не содержат вредных испарений, не имеют запаха и не подвержены возгоранию. Для лучшей адгезии красок перед нанесением фотоизображения на материал поверхность основы обрабатывается специальным химическим реагентом – праймером.

Для нанесения фотопечати на стеклянную поверхность можно применять любые стекла: глянцевые, полупрозрачные, матовые, тонированные, зеркала и пр. Использование обычного стекла придает фотоизображению зеленоватый оттенок; а его осветленный тип (оптивайт) не искажает цветопередачу. Матовое стекло и полупрозрачное фотоизображение создают иллюзию псевдовитража.

Фотоизображение, нанесенное на стекло с двух сторон, создает 3D – эффект.

Важная информация о технологии фотопечати

Для перенесения изображения на твердую поверхность с помощью технологии фотопечати необходимо использовать только качественные картинки – оригиналы, имеющие высокое разрешение. Для печати не годятся мутные, засвеченные и маленькие фотографии, так как при их близком рассмотрении заметна зернистость, что при многократном увеличении повлияет на четкость изображения.

Высокие требования к разрешению исходной картинки предъявляются из-за расстояния зрительного восприятия рисунка. Человеческий глаз воспринимает изображение досконально при разрешении 300 dpi. Поэтому, картинки размером 10х15 см (с разрешением 1200х1800 пикселей) и 20-30 см (с разрешением 2400х3600 пикселей) прекрасно подойдут для качественной фотопечати.

Рис. 3. Благодаря технологии фотопечати можно выбрать для украшения дома или офиса любое понравившееся изображение

Фотовитраж на любой поверхности очень прост в уходе. Его достаточно протирать мягкой тканью с мыльным раствором без применения щелочных и абразивных средств.

Очень эффектно выглядят фоторисунки с подсветкой. Независимо от материала-основы и степени освещения стойкость печатного цветного изображения сохраняется на протяжении 75 лет, а черно-белого – 100 лет.

Преимущества и недостатки технологии фотопечати

Технология фотопечати имеет неоспоримые преимущества:

  • возможность нанесения любого рисунка на всю плоскость материала;
  • высокая прочность закрепления фотоизображения на основе;
  • длительный срок эксплуатации изделия с фотокартинкой (фотопечать УФ-принтером долговечнее пленочной);
  • устойчивость к воздействию агрессивной внешней среды;
  • стойкость красящих веществ.

Недостатки технологии фотопечати:

  • жесткие требования к высокому разрешению изображения;
  • художественная ценность фоторисунка ниже авторской росписи.

Пленочный витраж, нанесенный на стекло, служит дополнительной защитой при деформации стеклянного полотна, но его срок службы более короткий. С течением времени пленка начинает выцветать, коробиться и отслаиваться. При повреждении отдельной части композиции необходима замена всего изображения.

Фотопечать на тыльной стороне стекла обладает высокой стойкостью к внешним воздействиям, так как рисунок защищен с двух сторон защитной пленкой и стеклом. Изображение с лицевой стороны стекла подвержено механическим повреждениям и износу, поэтому обычно наружная сторона покрывается дополнительным слоем лака.

Стоимость изделия, выполненного по технологии фотопечати

зависит от следующих критериев:

  • площадь декорируемой части изделия;
  • способ фотопечати;
  • количество цветов и качество красок;
  • цифровая обработка изображения;
  • дополнительные методы обработки стекла.

Фотопечать в нашей студии

Благодаря мастерству наших специалистов, любой предмет интерьера с фотопечатью от нашей студии станет настоящим произведением искусства. Оригинальные идеи художников внесут в Ваш быт неподражаемый дизайн и «оживят» помещение.

Все больше людей при отделке потолка отдают предпочтение натяжным конструкциям. У них есть множество преимуществ. Прежде всего, натяжные потолки имеют богатую цветовую гамму. У них может быть разная фактура. Однако особое внимание привлекают натяжные потолки с фотопечатью.

Применение в интерьере

Все реже потолки жилых помещений отделывают белыми материалами. Все чаще вместо обычных обоев, красок, побелки и потолочных плит используют тканевые полотна, на которые нанесено изображение. Такой способ отделки позволяет дизайнерам дополнить стилистику помещения, придать необходимый акцент в дизайне.

Для фотопечати, в принципе, подходят любые изображения. Однако наиболее эффектно будут смотреться наброски с высоким разрешением. Иногда в продаже можно найти полотна, на которые уже нанесен рисунок. Однако в таком случае продавец должен хорошо разбираться во вкусах потребителей. Поэтому чаще всего покупатели заказывают печать индивидуально.


Стоит отметить, что раскрашивание пленочного или тканевого покрытия не сокращает срок его службы. Сами же краски со временем не тускнеют, следовательно, изображение не утратит своей четкости и яркости, оно всегда будет привлекать внимание.

О видах фотопечати

Существуют разные виды фотопечати. Это и односложная печать, и 3D-печать. Разберемся более подробно, чем они отличаются.

Односложная стандартная печать подразумевает, рисунок будет распечатываться на одном слое полотна. В таком случае изображение получится двухмерным. То, насколько качественной будет передача цвета, зависит от выбранного вида красок, от оборудования и материала. Цвет последнего должен быть либо белым, либо молочным. Однако базовый цвет может быть любой, если речь идет об однотонном орнаменте.


3D-печать выполняется двумя методами. Первый метод подразумевает, что рисунок трехмерного типа будет создавать из нескольких слоев фотопленки. В данном случае подразумевается:

  1. Использование одного слоя полотна.
  2. Рисунок подбирается так, чтобы он выглядел трехмерным.
  3. Изображение можно наносить на любую поверхность. Фактура в данном случае не имеет значения.

Второй метод подразумевает применение нескольких слоев пленки. В этом случае:

  1. Используется несколько слоев прозрачной пленки.
  2. На каждом из слоев отпечатывается отдельный фрагмент изображения.
  3. Уровень потолка при этом значительно снижается из-за того, что монтируется сразу несколько полотен.


То, как визуально будет восприниматься изображение, зависит от качества рисунка. При сравнении этих двух способов становится понятно, что у второго способа имеются очевидные преимущества. Ведь он гарантирует, что изображение получится более глубоким и реалистичным.

Об оборудовании

Для выполнения фотопечати на полотне натяжного потолка применяют следующее оборудование:

  1. Рулонные принтеры.
  2. Планшетные плоттеры.

Первый вид оборудования удобен тем, что с его помощью можно наносить рисунок на рулонное полотно. Такой аппарат без проблем справится с материалом, ширина которого равняется пяти метрам.


В планшетных плоттерах полотно фиксируется все целиком. Размер полотна на таком оборудовании получается намного меньше, чем при использовании первого вида оборудования.

Что касается краски, то в отдельных видах рулонных принтеров используют красящие составы с содержанием сольвента. Конечно, такие краски отличаются яркостью и качеством. Однако они больше подходят для наружного декорирования. Проблема заключается в том, что в составе таких красок имеются вредные вещества, которые будут выделяться в процессе эксплуатации. Кроме того, они могут иметь неприятный запах.

Для фотопечати лучше использовать экосольвентные краски. Они стоят дороже, но дают более качественный результат, так как содержат более мелкие пигментные частички. Красящие составы такого рода являются экологически безопасными, поэтому они не будут оказывать вредного воздействия на организм человека. Однако наличие качественной вентиляции все же является обязательным.


Но наиболее подходящими для оформления натяжных потолков в жилом помещении являются УФ-чернила. Такие краски абсолютно нетоксичны и позволяют создавать изображения в самом высоком разрешении. Когда изображение будет нанесено на полотно, то его сушат под ультрафиолетовыми лучами. Для полного высыхания потребуется совсем немного времени. Отсюда следует, что сроки изготовления оригинального полотна тоже небольшие. УФ-чернила проникают в основной материал не слишком глубоко, поэтому и цветопередача получается максимально точной.

О подборе рисунка

Есть несколько советов, о которых следует помнить при выборе рисунка для декорирования натяжных потолков.

  1. Если интерьер помещения классический, то в качестве изображения лучше использовать фрески.
  2. Для отделки натяжных потолков в зале или в ванной комнате больше подходят витражные изображения.
  3. А вот изображение неба и облаков является универсальным.
  4. Изображения космоса или ночного неба придадут помещению шарма и таинственности.
  5. Для оформления потолка в детской комнате лучше использовать рисунки с бабочками, цветами, мультипликационными героями и так далее.

Если потолок невысокий, то он должен быть светлее стен. Если же необходимо разделить помещение на функциональные зоны, то разумнее будет создать двухуровневый натяжной потолок с разным цветовым оформлением.


Если площадь потолка небольшая, то лучше, чтобы изображение имело единичные объекты. Тогда натяжной потолок не будет утяжелять пространство. Для создания эффекта воздушности и визуально увеличить объем помещения разумнее будет использовать прозрачное полотно.

Чтобы изображение смотрелось гармонично, нужно предварительно создать схематические варианты и выбрать наиболее подходящий из них:

  1. На всю поверхность – полная заливка.
  2. По периметру полотна – изображение отдельных орнаментов.
  3. Произвольное изображение.
  4. По центру полотна.
  5. В одном углу или же в нескольких углах.

В большинстве случаев, чтобы интерьер полностью преобразился, будет достаточно одного орнамента, расположенного в одном углу. Стоит учесть, что стоимость печати напрямую зависит от площади заливки. Чем меньше площадь, тем ниже цена.

Выбор материала

Установить натяжной потолок с фотопечатью можно практически в любом помещении. Самое главное – это правильно подобрать материал, из которого будет изготовлено покрытие. Кроме того, необходимо учитывать не только сам материал, но и то, какую поверхность он будет иметь. От фактуры покрытия будет зависеть то, насколько хорошо будет выглядеть готовая иллюстрация.


Если покрытие глянцевое, то изображение будет выглядеть красиво только в случае правильной организации освещения и подсветки. Под определенным углом отдельные участки пленки могут остаться вне поля зрения. Все потому, что глянцевым поверхностям свойственно отображать свет.

Самые яркие и реалистичные изображения получаются на сатиновых полотнах. Но такой материал тоже может отражать свет. Из-за этого цвета могут немного искажаться.

Идеально подходят для фотопечати матовые покрытия. Они прекрасно подчеркивают фактуру изображений. В результате картинка получается предельно четкой.

Подготовка макета

Когда изображение выбрано, его подготавливают. Делается это с помощью компьютера. Изображение загружают в специальную программу, с помощью которой создается макет. Далее по готовому макету выполняется пробная печать отдельного элемента в натуральную величину. Материал при этом используется тот, из которого будет создаваться натяжная конструкция.


Это необходимо для того, чтобы проверить качество цветопередачи и четкости рисунка. Если контур изображения не четкий, то лучше выбрать другое фото с большим разрешением. Тусклые краски свидетельствуют о том, что изображение слишком растянуто. Чтобы исправить это, можно немного уменьшить масштаб рисунка.

О печати и организации дополнительной подсветки

Итак, рисунок подогнан. Теперь готовый макет в электронном формате отправляют на печатающее устройство. Когда процесс нанесения красок будет завершен, готовое изделие сушат, а после раскраивают и упаковывают для дальнейшей перевозки.

Чтобы фотопечать выглядела более эффектно, ее можно дополнить особым освещением. Подсветку можно установить по периметру, тогда меньше всего будет освещена центральная часть потолка. Для акцентирования отдельного элемента подсветку располагают там, где это нужно. Внутренняя подсветка сделает рисунок более глубоким и объемным. Особенно, если это 3D-печати. Можно также скомбинировать разные виды подсветки. Такой способ позволит создать необычную и красивую атмосферу.

Этапы создания фотопечати

Любой процесс делится на технологические этапы. Натяжные потолки тоже не стали исключением. Начинается все с подбора подходящего рисунка и создания схемы. Далее подготавливается макет, после чего выполняется сама печать по выбранной технологии. Готовое полотно тщательно просушивается, но давайте разберемся более подробно.


  1. Первым делом изготавливается полотно. Здесь нет никаких отличий от обычного процесса создания полотна для натяжного потолка. Разница кроется только в том, что полотно подгоняется по размерам.
  2. Следующий этап – это перенос выбранного рисунка на подготовленное полотно. В этом случае печатается не все изображение, а только небольшой его элемент или уменьшенная копия. Выше уже упоминалось, что это требуется для того, чтобы определиться с тем, как напечатанные цвета будут выглядеть в итоге. Если имеются недостатки, то придется вносить коррективы.
  3. Подготовленный и одобренный макет с внесенными коррективами отправляют на оборудование, которое будет выполнять фотопечать. Под оборудованием подразумевается большой агрегат, очень напоминающий струйный принтер больших размеров. Процесс печати на полотне натяжного потолка выполняется довольно быстро.
  4. Когда процесс печати будет завершен, полотно отправляют сушиться. Сколько это займет времени, зависит от яркости красок изображения.
  5. На последнем этапе полотно с узором выкраивается по заданным размерам.

Когда процесс будет окончен, по краям заготовки крепятся так называемые гарпуны. Именно за них будет натягиваться и фиксироваться пленочное или тканевое полотно.

Видео. Монтаж натяжного потолка | Подробная инструкция


Цифровая фотография позволяет просматривать результаты съёмки прямо на компьютере, поэтому сегодня мы печатаем значительно реже, чем в плёночные времена. Однако именно благодаря "эксклюзивности" задачи, растут и требования к качеству твёрдых копий. Ведь потратив время на отбор и обработку лучших снимков, на бумаге мы ожидаем увидеть не менее качественный результат. Но как добиться максимального совпадения нашего изображения на мониторе и фотобумаге? При подготовке файлов к печати у многих, даже опытных фотографов, возникают вопросы, на самые распространённые из которых я постараюсь ответить в этой статье.


2. Что такое минилабы?



6. Как управлять резкостью на отпечатке?




1. Какие существуют способы печати фотографий?

Наиболее распространёнными на сегодняшний день технологиями являются:
  1. Фотопечать в химическом процессе.
  2. Струйная печать.
В первом случае картинка проецируется в темноте на фотобумагу и далее отпечаток поступает в химический процесс - проявка, отбелка, фиксаж, промывка. Всё, как в старые добрые времена, вплоть до сушки. Только глянцевателей теперь нет, а отражающие свойства поверхностей реализованы в самих материалах - матовая, глянцевая, тиснёная бумага, а также бумага с металлизированным покрытием (metallic), плёнка на просвет (duratrans) и другие.

Во втором случае картинка формируется краской. Список материалов струйной печати огромен - это не только обычная бумага, но и холст, джинса, сетчатые ткани, прозрачные плёнки, виниловые банеры, акварельные бумаги, металлические плёнки и многие другие материалы, вплоть до экзотических.

Оба способа печати представяют большой интерес для фотографирующей аудитории. Каждая из технологий обладает своими особенностями, достоинствами и недостатками. Обычно в сравнении рассматривают такие параметры, как формат печати, спектр материалов, себестоимость отпечатка, его износостойкость, скорость печати, оперативность вывода, цветовой охват, стоимость оборудования, требования к площадям и условиям эксплуатации, стабильность параметров печати, возможности тиражирования, последующей финишной обработки (покрытие лаком, ламинирование, накатка на основу) и т.д. Сложно назвать струйную и фотопечать конкурирующими технологиями. Для разных задач используются разные возможности.

По экспертным оценкам, доля химической фотопечати на сегодняшний день составляет 85-90% от общего объёма фотоотпечатков, появляющихся на бумаге. Например, PMA (Photo Marketing Association) в отчёте за 2005 год приводит цифру 90%, а мнения участников российского рынка согласно исследованиям The Boston Consalting Group в сентябре 2007, склоняются к цифрам от 85 до 95%. Остальные отпечатки приходятся, в основном, на домашнюю струйную печать. В рамках этой статьи речь пойдёт о самом распространённом способе печати, т.е. о химической фотопечати. Хотя большинство рассмотренных вопросов вполне применимы и для струйной, а также других способов печати.

2. Что такое минилабы?

В современных фотолабораториях основная масса фотографий печатается на специальных машинах, которые называют минилабами . Это оборудование ориентировано на печать малых и средних форматов, как правило от 10х15 см до 30х90 см включительно. Особенность минилабов заключается в оптимизации процессов под массовую фотопечать типовых (не произвольных) форматов. С помощью специальной лазерной или светодиодной головки изображение из графического RGB-файла экспонируется на фотобумагу со светочуствительной эмульсией и далее отпечаток попадает в классический "мокрый процесс". Современные минилабы, в совокупности с технологиями работы по локальной сети, позволяют печатать 1000-1800 цифровых отпечатков 10х15 в час, и более. При печати с фотоплёнки, негатив или слайд сканируется специальным встроенным сканером и далее работа с картинкой строится, как с обычным файлом. По одной машине имеют обычно небольшие лаборатории, где остановка производства не столь критична для бизнеса. В средних и крупных лабораториях редко установлено меньше 2-3 высокопроизводительных минилабов.

За последние несколько лет рынок производителей минилабов сузился до двух гигантов - компаний и Fuji . По неофициальным данным, в последние годы предпринимались попытки к объединению соответствующих подразделений в единую корпорацию, но это не позволил сделать антимонопольный комитет Японии. В результате сегодня обе компании производят практически одинаковые минилабы, но под разными логотипами. Остальные производители минилабов прекратили своё существование. С недавних пор на рынке стали появиляться китайские производители, в частности Sophia. Несмотря на то, что их минилабы фактически копируют Noritsu, по качеству эти машины оставляют желать лучшего. Поэтому используются такие машины, в основном, в лабораториях без каких-либо значимых требований к качеству печати. Судя по всему, доля таких машин в мире пока несущественна.

Кроме минилабов, существуют печатные машины для больших форматов. Лидером "большого формата" в наше время является итальянский производитель Durst . В целом технологии печати на этих машинах такие же, как и на минилабах. Основные различия заключаются в возможных форматах печати, разрешении и цветовом охвате, который, как правило, несколько выше для больших машин. Если минилабы ориентированы на типовые форматы, то машины большого формата позволяют печатать произвольные размеры в пределах максимально возможного.

3. Каким максимальным размером можно напечатать файл?

Многие фотографы, перед тем, как отправить фотографии на печать, начинают искать в интернете таблицы соответствия мегапикселей матрицы и возможных размеров печати. Такие таблицы действительно существуют, но важно понимать, что они условны. Дело в том, что восприятие изображения напрямую зависит от условий просмотра и, в частности, от расстояния, с которого мы будем смотреть на картинку. Вспомните уличные билборды на стенах 9 этажных домов - если к ним подойти вплотную, мы увидим зерно или пиксели размером с лошадиную голову. Более того, мы не увидим ничего, кроме нескольких таких пятен. Но предназначено ли такое изображение, для того, чтобы вплотную водить перед ним носом? Конечно, нет. А сможем ли мы в принципе подобраться так близко? Вряд ли. Поэтому, прежде, чем приступить к составлению таблицы размеров, намотаем на ус - она может нам помочь лишь сориентироваться для условий просмотра с близкого расстояния. С близкого, потому что только в этом случае мы можем оценить оптическое разрешение печати. Чем больше формат печати, тем с большего расстояния мы будем на него смотреть. Поэтому с ростом формата уменьшается значимость разрешения печати для восприятия глазом.

Примерная таблица размеров печати

Число мегапикселей матрицы Рекомендуемый максимальный размер печати
для просмотра "в упор" *
2 15x20 см
4 20x30 см
6 25x35 см
8 30x40 см
10 35x45 см
12 40x50 см

* Практика показывает, что в случае химической фотопечати, благодаря оптическим свойствам эмульсии фотобумаги, достаточным разрешением для качественной печати является 200 dpi . Исходя из такого разрешения просчитана приведённая таблица. Напоминаю, что чем больше формат печати, тем с большего расстояния мы на него смотрим, соответственно, тем меньше может быть оптическое разрешение печати.

На практике разрешения печати, например, для уличных билбордов, порой достигают 20-30 dpi и ниже. А свои фотографии с 8-мегапиксельной камеры мне не раз доводилось печатать на формате 76х112 см. Если рассматривать такую картинку в упор, то эффект пикселизации будет заметен, но если смотреть на неё в нормальных условиях (с расстояния двойной диагонали изображения), то сложно даже заподозрить, что разрешение печати чуть больше 100 dpi.

4. В чём разница между 10х15 и 11х15?

Изначально форматы печати рассчитывались под наиболее распространённые форматы кадров. В рассвете плёночной эры большинство любительских камер снимало на плёнку 135-го типа в формат кадра 36х24 мм. Соотношение сторон такого кадра 3:2, именно под него создавались форматы печати 10х15, 20х30, 30х45 и другие.

С появлением цифровых фотоаппаратов производители стали ориентироваться на формат компьютерных мониторов, который в большинстве случаев близок к соотношению сторон 4:3. На сегодняшний день распространены камеры обоих типов:

  1. С соотношением сторон кадра 3:2. Как правило, малоформатные зеркальные камеры.
  2. С соотношением сторон кадра 4:3. Как правило, малоформатные любительские камеры.
Если напечатать кадр 4:3 на формате 10х15, то значительная часть изображения останется за пределами печати, либо на снимке образуются широкие белые поля (в зависимости от режима печати). Чтобы устранить это недоразумение, фотолаборатории стали активно предлагать клиентам новый формат печати 11х15, соотношение сторон которого близко к 4:3. Сегодня этот формат уже стал стандартным, под него изготавливают фотоальбомы, рамки, конверты, коробки и другие аксессуары.

Если вы печатаете фотографии без предварительного кадрирования, то для выбора наиболее оптимальных форматов печати, необходимо выяснить (или рассчитать) соотношение сторон кадра в вашей камере.

Ниже приводятся некоторые распространённые форматы печати в привязке к соотношениям сторон кадра:

Соотношение сторон кадра 3:2 Соотношение сторон кадра 4:3
10х15 11х15
15х22 15х20
30х45 30х40

5. Кадр в обрез/целиком - как задать режим печати?

Т.к. в общем виде любой файл имеет произвольные размеры (произвольные соотношения сторон), при его печати на любом стандартном формате всегда встаёт вопрос - как кадрировать? Математически существует только три варианта размещения картинки на итоговом отпечатке. В программном обеспечении минилабов соответствующие режимы печати обозначены следующим образом:
  • overall
  • (реальный размер)
Рассмотрим действие этих режимов подробнее.

Исходный кадр

Кадр целиком

Кадр располагается на отпечатке так, чтобы поместиться на нём целиком. С точки зрения геометрии, картинка вписывается в конечные размеры принта. Важно понимать, что в этом случае на бумажной фотографии могут образоваться белые поля.

Кадр в обрез

Кадр располагается на отпечатке так, чтобы не было белых полей. Геометрически картинка как бы "натягивается" на конечные размеры принта. Важно понимать, что это происходит за счет возможной потери информации. На примере показана теряемая информация.

В этом режиме печать происходит "пиксель в пиксель", в соответствии с геометрическими размерами исходного файла и оптическим разрешением печатной машины. При этом, в зависимости от размеров файла и выбранного формата, возможны два варианта:

Большинство лабораторий, в т.ч. профессиональных, в открытом виде предлагают клиентам лишь два режима печати - в обрез, целиком. Несмотря на сложности понимания этих параметров, напечатать фотографии, не задав один из них, невозможно. А вот режим real size относится к дополнительным возможностям печати. Он более сложен для понимания и заведомо приведёт к браку, если файлы не готовить специальным образом. Однако профессиональные лаборатории позволяют печатать в real size, если это указать в примечаниях. На практике этот режим используется достаточно редко, т.к. готовить файлы к такой печати трудоёмко и их нельзя с тем же качеством использовать для печати других форматов. Режим real size обычно используют именно для задач, где высокоточная передача резкости картинки критична.

7. Какую бумагу выбрать - матовую или глянцевую?

Этот, казалось бы, простой вопрос заставляет нас задумываться почти каждый раз, когда мы заказываем печать фотографий. Именно потому, что мы не можем сделать однозначный выбор "раз и навсегда", производители фотобумаг и лаборатории предлагают как минимум два варианта, а в некоторых случаях больше.

Выбор типа бумаги в большей степени субъективен и в меньшей зависит от конкретных задач. Одним людям нравится блеск глянцевой бумаги, другим - возможность перебирать руками матовую, не оставляя следов пальцев. Широко распространено мнение, что глянцевая бумага более контрастна, однако измерения этого не подтверждают. Вероятно, такое восприятие обуславливается особенностью человеческого глаза. Стоимость обоих типов бумаг также не отличается.

Немаловажный фактор - условия просмотра. Если отпечаток будет висеть на солнечной стороне комнаты, я бы не советовал печатать его на глянцевой бумаге. А вот дать рекомендации против печати на матовой бумаге затруднительно, хотя многим такая бумага нравится меньше.

Не стоит забывать и про бумагу metallic, которую предлагают многие современные лаборатории. Эта бумага покрыта специальным слоем, который не только "играет" на свету, но и невероятно увеличивает прочность отпечатка - порвать руками такой снимок практически невозможно. Metallic отлично подходит для ярких и урбанистических сюжетов - подсолнухи в летний день, отражающие детали автомобилей и т.п. Однако такая бумага существенно дороже и на ней редко где принимают к печати форматы меньше 20х30.

На практике люди часто меняют тип бумаги от заказа к заказу или даже в рамках одного заказа. Я не советую уделять вопросу выбора бумаги слишком много внимания - действуйте по настроению, это принесёт вам несравнимо больше удовольствия. Меняйте тип бумаги, экспериментируйте. Старайтесь в момент заказа иметь под руками фотографии, отпечатанные на разных бумагах - тогда вы всегда сможете освежить ощущения и выбрать то, что вам по душе в данную минуту.

8. Как сделать так чтобы отпечаток соответствовал картинке на мониторе?

Соответствие изображения на итоговом отпечатке и мониторе - комплексная задача, которая требует поддержки как со стороны фотографа, так и со стороны лаборатории. Для обеспечения максимально точной цветопередачи от файла к отпечатку необходимо:
  1. Аппаратным образом откалибровать свой монитор. Для этого можно воспользоваться услугами специалистов или приобрести спектрофотометр и научиться с ним работать. Некоторые практические советы по калибровке можно найти, например, в статье Сергея Щербакова Настройка и калибровка монитора. Комплекты PANTONE/Gretagmacbeth Eye-One display LT и Eye-One display 2 . Тем, кого вопросы калибровки интересуют на глубоком уровне, советую изучить статью Алексея Шадрина Колориметрическая настройка мониторов. Теория и практика .
  2. Выбрать фотолабораторию, которая обеспечивает поддержку профайлов фотобумаг. Такой лабораторей является, в частности, Фотопроект .
  3. Готовить файлы к печати с использованием профайлов бумаг, измеренных в данной лаборатории.
Профайл описывет цветовой охват бумаги и конкретного устройства, используемого в конкретных условиях. Поддержка профайлов со стороны лаборатории требует обеспечения стабильных условий печати (влажность, температура, химия, бумага и другое) и комплекса регламентных работ по калибровке оборудования. Если говорить о работе с Adobe Photoshop, то существует несколько способов работы с профайлами, основными из которых являются:
  • Предосмотр будущего отпечатка в режиме View - Proof Colors. Для этого необходимо предварительно записать профайл в специальную директорию операционной системы. В Windows XP профайлы располагаются в C:\WINDOWS\system32\spool\drivers\color, в Mac OS X профайлы находятся в Library/ColorSync/Profiles. Для установки достаточно кликнуть правой кнопкой на файл и в открывшемся меню выбрать "установить профиль". Далее, при работе в Adobe Photoshop, выбираем необходимый профайл в View - Proof Setup - Custom. В этом режиме мы можем увидеть, как примерно будет выглядеть наш файл на будущем отпечатке, с учётом особенностей конкретнных условий печати. В случае необходимости, можно внести поправки в файл, находясь непосредственно в режиме софт пруфинга.
  • Конвертация графического файла в профайл устройства/бумаги с помощью команды Edit - Convert to Profile. Рекомендуемый для большинства случаев метод конвертации (Intent) - Perceptual. В момент конвертации происходит математический подбор цвета исходя из возможностей печати - таким образом, чтобы цвета на отпечатке выглядили максимально похожими на цвета в файле. Этот метод цветопередачи является более точным, но вносит необратимые изменения в файл, который нельзя использовать для других ситуаций. Если вы конвертируете картинку с профайлом, обязательно сохраняйте файл для печати в виде отдельной копии.
  • Конвертация средствами печатной машины. Как правило, минилабы не поддерживают такую возможность, однако машины большого формата Durst умеют пересчитывать цвета самостоятельно. Для этого она должна знать исходное цветовое пространство, в котором производилась работа с файлом. При сохранении файлов всегда имеет смысл убедиться, что в параметрах сохранения выставлена галочка ICC Profile. Минилабы игнорируют встроенные профайлы, но некоторым машинам такая информация необходима для качественной печати.

9. Что такое цветокоррекция при печати и зачем она нужна?

Качество итогового отпечатка напрямую зависит от качества исходных файлов. Напечатать можно практически любое изображение, независимо от того, сделан кадр любителем или профессиональным фотографом. Однако, для достижения максимального результата, файлы из фотокамеры или сканера, обычно расценивают как сырой материал, который требует дальнейшей интерпретации.

Как правило, любое изображение в той или иной степени можно улучшить с помощью элементарной или сложной компьютерной обработки. Результат улучшения зависит от качества исходного файла, характера изображения, творческих задач, опыта и имеющегося в распоряжении времени. Особенно актуально улучшение файлов в случае печати фотографий большого формата. К задачам подготовки файлов относят проверку, анализ проблем и возможных способов улучшения оригинала, цветокоррекцию, управление контрастом, яркостью, насыщенностью, резкостью, выделенную коррекцию областей (например, лиц) и т.д.

Если вы не владеете компьютерными программами обработки, некоторую элементарную цветокоррекцию можно поручить оператору печати. При печати малых форматов во многих лабораториях такая услуга предоставляется бесплатно и определяется параметром "цветокоррекция" (делать, не делать). Если вы готовили файл самостоятельно, этот параметр лучше задавать "не делать", тогда оператор отправит изображение на печать как есть, без дополнительного вмешательства. Если же параметр "цветокоррекция" задать "делать", то оператор внесёт поправки в цветопередачу картинки, если посчитает это необходимым. Такая коррекция в первую очередь направлена на исправление явных огрехов съёмки и производится согласно общепринятым нормам работы с цветом (серый - нейтральный, небо - голубое, трава - зеленая). Если в кадре есть люди, цветокоррекция производится по лицам. При работе с цветом оператор манипулирует следующими основными параметрами:

  • цветовой баланс (желтый, пурпурный, голубой)
  • плотность
  • контраст
В случае необходимости оператор может также вмешаться в насыщенность и резкость картинки, а также сделать кадрирование.

Цветокоррекция оператором также необходима в случае печати с плёнки, ведь не каждый фотограф может позволить себе сначала отсканировать съёмку и обработать её перед печатью. Передавая пожелания по цветокоррекции, не поленитесь описать их как можно подробнее. Не стесняйтесь писать в примечаниях такие фразы, как "сделайте понасыщеннее", "лучше более контрастно, чем недоконтраст", "люблю потемнее (посветлее)" и т.п. Цветокоррекция субъективна, поэтому чем больше информации о ваших предпочтениях будет у оператора, тем более вероятен ожидаемый вами результат.

10. Как узнать параметры цветокоррекции, которую внёс оператор печати?

Если вам понравилась (или наоборот, не понравилась) цветокоррекция оператора, вы можете узнать, что именно он сделал. При печати в профессиональных лабораториях такая информация располагается на обратной стороне каждого отпечатка и называется "бэкпринт" (backprint). Содержание бэкпринта зависит от типа печатной машины и параметров печати. Ниже приведится пример расшифровки бэкпринта в лабораториях "Фотопроект", но по аналогии можно расшифровать и любую другую печать.

Пример печати с плёнки

увеличить

Пример печати с файла

увеличить

  1. Название лаборатории.
  2. В скобках указан номер кадра на плёнке или название файла.
  3. Номер отпечатка в заказе (внутренняя нумерация машины).
  4. Источник печати, например:
    CN - цветной негатив
    CP - цветной позитив
    HD - файл
    BN - ч/б негатив
    BNO - монохромная плёнка
    SN - если на машине установлен режим сепии с негатива
  5. Номер заказа по машинной нумерации.
  6. Номер канала бумажных настроек.
  7. Цифры с минусом или плюсом - коррекция по цветовым каналам в последовательности жёлтый, пурпурный, голубой, плотность. N - отсутствие коррекции. После 9 идёт A и так до F, что соответствует 16-ти.
  8. Двузначная цифра - автоматическая коррекция плотности негатива. При печати с файлов - три прочерка. Первая цифра также заменяется на букву после 9-ти, т.е. B9 означает 119.
  9. Другие корректуры, где:
    AC - контраст
    AСh - контраст в светах
    ACs - контраст в тенях
    SA - насыщенность
    AS - резкость
    GR - подавление зерна
  10. Автоматическое масштабирование.
  11. Ручное масштабирование.

11. Можно ли напечатать настоящее ч/б?

В современных лабораториях печать осуществляется в "цветном процессе", т.е. с использованием цветной бумаги и цветной химии. Печать на настоящей ч/б бумаге возможна в теории, но на практике для этого необходимо поддерживать специальные настройки печатной машины (химия, бумага). Т.к. ч/б печать на фоне цветной является редкой услугой, найти лабораторию, которая содержит для такой печати специальную машину, весьма затруднительно - это не выгодно экономически. Поэтому приходится довольствоваться выводом ч/б изображения на цветной бумаге. Незначительный цветовой оттенок в этом случае неизбежен, однако его можно значительно минимизировать (вплоть до невидимого глазу), если печатать в профессиональных лабораториях, которые обеспечивают стабильные условия печати. Практика показывает, что наилучшие результаты достигаются при конвертировании чёрно-белого изображения в профайл бумаги/устройства.

UPDATE. Спустя много лет после написания этой статьи я создал собственную фотолабораторию SREDA Film Lab , где в том числе можно напечатать фотографии на лучшем в мире минилабе AGFA. Добро пожаловать.

© ebergardt.ru, 2024
Строим вместе