Краны водопроводные: виды, разновидности, размеры, фото. Общие сведения о грузоподъемных кранах Какие бывают каны

11.12.2023

Система подачи воды в жилище довольно сложная. Она содержит множество элементов. Одним из них выступают виды которых разнообразны. Они могут служить в системе запорной арматурой, регулировать напор воды. Но самая известная функция крана - водозаборная. Именно кран является посредником между коммуникациями и выдачей их содержимого потребителю. Существует множество видов водопроводных кранов. Каждый предназначен для того, чтобы выполнять свои задачи в определенных условиях. Как правильно подобрать разновидность крана для водопровода, следует разобраться перед покупкой. В этом поможет изучение предназначения каждого из них.

Назначение кранов

В автономных, локальных или центральных сетях водоснабжения применяют оборудование, которое выполняет определенные функции. Оно может служить как регулировочная или запорная арматура. Самым часто применяемым элементом для подобных целей выступают краны водопроводные. Виды этих изделий призваны выполнять различные задачи. Они регулируют напор и его пропускную способность при помощи изменения площади потока трубы.

Существуют такие виды водопроводных кранов, которые при помощи шарового механизма выполняют только открытие или закрытие потока. Регулировку позволяют выполнять другие устройства. Они плавно уменьшают напор. Такие виды водопроводных кранов чаще используются для дома.

Где применяют краны

Регулировочные и запорные виды водопроводных кранов применяют на вводах в систему, в местах ее разветвления, в требуемых помещениях, а также до и после различного сантехнического оборудования. Например, это могут быть приборы учета, насосы или точки водозабора.

Это позволяет отсечь их от потока. Шаровые разновидности водопроводных кранов позволят отключить определенный узел и в случае потребности осуществить его ремонт, замену или же просто плановый осмотр и ревизию. Если учитывать тот факт, что насосы, счетчики, да и смесители (которые также относятся к видам водопроводных кранов) иногда ломаются или сдаются на поверку, такой механизм управления потоком в трубах рано или поздно понадобится.

Сами же смесители устанавливаются в точках водозабора и тоже бывают различными по конфигурации, типу устройства.

Классификация по назначению

Все виды водопроводных кранов можно разделить по принципу их назначения. Тут выделяют 3 большие группы.

  1. Изделия для бытовых потребностей, которые известны всем как смесительные и вентильные виды кранов для водопровода (фото представлено дальше).
  2. Оборудование для хозяйственных нужд. Это шаровые или вентильные краны, которые устанавливают на конец трубы для набора воды, осуществления полива и т. д.
  3. Изделия для нужд системы водопровода, которые в нее устраиваются. Чаще всего имеют муфтовое исполнение и очень редко это шаровые устройства.

Для бытовых нужд важно не только управлять напором потока, но и его температурой. Поэтому в подобных целях применяют смесители. Они также бывают в самых разных вариантах исполнения.

Хозяйственные краны устроены проще. Им не требуется контролировать температуру воды. Они просто регулируют напор. Муфтовые же краны и вовсе работают только в положении включенном и выключенном. Они не регулируют напор, просто подают или закрывают воду.

Типы конструкции

Существует 4 типа конструкций кранов. Они бывают червячными, шаровыми, керамическими вентильными буксами или керамическими рычажными картриджами.

Разновидности водопроводных кранов червячного типа уже практически не используются. Их конструкция ненадежна, требует постоянной замены резиновых прокладок.

Устройство шаровых кранов имеет внутри пробку с осевой прорезью. Она плотно прилегает к седлу. Пробка имеет форму шарика, отсюда и название. К ней присоединен шпиндель, который поворачивает механизм прорезью к просвету канала, либо в противоположном направлении.

В керамических механизмах перемещается не шарообразная деталь, а одна пластина по отношению к другой. Однако керамические буксы и картриджи чувствительны к качеству воды, поэтому на вход ставят в подобных устройствах фильтр.

Материал

Существует множество материалов, из которых могут быть выполнены изделия. Водопроводные краны встречаются таких видов, как металлические или пластиковые. В первом случае для изготовления оборудования применяют медь, латунь, легированную сталь или чугун.

Для холодной и горячей системы подходят подобные краны водопроводные. Виды пластиковые используют только для холодного потока.

Чугунные устройства достаточно долговечны, но довольно массивные. Если в кухне используется подвесная мойка, она может не выдержать такой мощной "звериной" арматуры. Поэтому сегодня вместо представленного типа материала стали применять легированную сталь.

Но самыми популярными из материалов все же признаны латунные изделия. Они переносят даже очень экстремальные ситуации и имеют относительно невысокую стоимость. Медь обладает теми же качествами, но кран внешне выглядит богаче. Их стоимость довольно высока.

Пластиковые изделия часто применяют для уличного водоснабжения или для систем с холодным потоком.

Популярные размеры и виды

В зависимости от назначения существуют различные краны водопроводные. Виды, размеры и прочие параметры определяются по особому соотношению. Диаметр сечения сантехнических коммуникаций влияет на габариты и оборудование.

Минимальный размер труб для водоснабжения равен 1/2 дюйма. Для бытовых нужд этого достаточно. Иногда применяют коммуникации сечением 3/4 дюйма. Однако для магистралей существуют трубы до 12 дюймов в диаметре.

Что же касается самых популярных разновидностей кранов, то к ним следует отнести одновентильные, двухвентильные, смеситель с термостатом, а также шаровой однорычажный тип.

Для ванны или биде применяется свой тип устройства. Их принцип работы схож, но есть и ряд характерных отличий. Чтобы разобраться в многообразии представленных производителями изделий, следует рассмотреть каждый из них.

Одновентильный кран

Одновентильные виды водопроводных кранов имеют строение с моноуправлением. Такие изделия призваны подавать только холодную или только горячую воду. Чаще всего их устанавливают над раковиной или кухонной мойкой. Большой популярностью они пользуются в местах общепита. Такой кран прост в монтаже и имеет множество вариантов исполнения. Конструкция способна поворачиваться.

Для их изготовления используют различные материалы и конструкцию запорного механизма.

Чем дешевле стоимость представленного крана, тем меньше его срок эксплуатации. Это связано с применением производителем дешевых, но менее прочных материалов и конструкций. Поэтому, не желая снова менять кран через несколько месяцев, следует отдать предпочтение пусть более дорогому, но качественному устройству.

Двухвентильный кран

Оптимальными для ванной комнаты или кухни считаются двухвентильные краны водопроводные. представлены в обзоре) конфигураций позволят установить такой кран в помещении с любым типом интерьера.

Он даст возможность смешивать горячую и холодную воду, управлять температурой потока.

Управление картриджами происходит путем открытия или закрытия двух вентилей. Вода выводится через носик, в котором устанавливают деталь предотвращает разбрызгивание воды и дополнительно фильтрует воду от крупных включений. Для ванной комнаты применяют разновидности, имеющие в своем составе душ. Поток на него переключает специальный рычаг. Это самые популярные виды водопроводных кранов для дома. Но и в общественных местах в санузлах их довольно часто можно встретить.

Шаровой однорычажный кран

Еще одной востребованной разновидностью регулировочно-запорной арматуры выступает шаровой кран с моноуправлением.

Внешне он похож на однорычажный тип. Но его принцип другой. В отличие от рассмотренного выше варианта, шаровая разновидность устройства может смешивать холодную и горячую воду при помощи своего механизма.

Вода открывается при поднятии рычага вверх. Она смешивается в шаровой плоскости и поступает потребителю. Разнообразие дизайна позволяет гармонично вписать в интерьер краны водопроводные. Виды шаровые однорычажные обладают сферическим запорным элементом.

Прибор состоит из корпуса с отверстиями для подключения, рычага управления напором и его температурой, аэратора, уплотнительных прокладок и шарового механизма. В зависимости от силы напора в доме, следует выбрать тип крана. Он может обладать различной пропускной способностью.

Смеситель с термостатом

Набирают свою популярность Они позволяют упростить процедуру выбора необходимой температуры воды. В комплект такого устройства входит механизм, который определяет, в какой пропорции необходимо смешать потоки, чтобы получить заданный показатель.

Настройки пользователь задает самостоятельно. Термостатические виды водопроводных содержат блок управления. Он состоит из клапана и парафинового стержня. Благодаря расширению при нагреве и сужению при охлаждении вещество этого узла оказывает давление на систему, которая определяет нужное количество воды холодной и горячей.

Это очень удобный прибор. Его внешний вид придаст интерьеру современность. Хорошо подходит стилям хай-тек и модерн.

Их стоимость выше, чем у обычных разновидностей водопроводных устройств. Однако они помогут контролировать подачу напора и его температуру, обеспечив оптимизацию затрат на энергоресурсы.

Установка настенного смесителя

Самым популярным типом установки смесителя в ванной комнате является настенный монтаж. Установка на раковину достаточно простая. А вот на стену процесс подключения стоит рассмотреть подробнее.

Из стены выводят трубы. На них делают резьбу внутреннего типа. В трубы вкручивают эксцентрики. Резьбу уплотняют фум-лентой или льном.

Затем следует собрать корпус смесителя и поднести его к эксцентрикам. Краны водопроводные, виды которых устанавливают в квартирах и домах, выставляются так, чтобы они совпадали с накидными гайками входных каналов. На резьбу накручивают декоративные накладки. Далее смеситель прикрепляют накидными гайками. Их нужно затягивать не очень сильно, чтобы не повредить резиновые прокладки.

Затем подсоединяют дополнительные элементы, если таковые имеются. Включив воду, необходимо проверить работу системы. Протечки, конечно же, нигде не должно быть.

Изучив представленные краны водопроводные, виды которых позволяют выполнить установку в любом помещении, в самых разных сантехнических коммуникациях, выбрать просто. В зависимости от назначения устройств, а также их механизма, будет несложно определить, какой тип оборудования оптимален. Лучше выбрать пусть немного более дорогие экземпляры, но зато и более качественные. Они гораздо долговечнее.

Много лет назад грузоподъемное оборудование являлось одним из главных достижений техники. Но сегодня, когда активно внедряются передовые технологии и современные материалы, оно постепенно становится все более традиционным. В настоящее время существует большое количество компаний, которые поставляют как различную грузоподъемную технику, так и широкий ассортимент строительного и промышленного оборудования.

Грузоподъемное оборудование: терминология

Под термином «подъемник» сегодня понимают специальную технику, которая способна функционировать непрерывно или же периодически. Такое оборудование, как грузоподъемные краны, лифты и др., имеет главное предназначение — это перемещение различных грузов несущим устройством, перемещающимся по высокопрочной вертикальной направляющей или по рельсовым путям.

Подъемное оборудование сегодня представлено несколькими разновидностями. Самыми распространенными и наиболее часто применяемыми практически во всех промышленных сферах являются грузовые подъемники. В них устройство перемещения груза прикрепляется к огибающему лебедки, намотанные на барабан, или канатоведущий шкив. Грузоподъемные краны работают преимущественно на электрических приводах, а также на гидравлических.

Консольные краны

В строительной отрасли самой большой популярностью и востребованностью пользуются консольные подъемники, что стало возможным благодаря простоте их конструкции и низкой стоимости. Они изготовляются в виде мачтовых стоек без ограждений, относительно которых консольным способом размещаются площадки.

Безопасная эксплуатация грузоподъемных кранов во многом зависит от правильно выбранного вида. Стоит заметить, что оборудование консольного типа подразделяется на:

  • Колонный кран. Представляет собой стационарную колонну, по которой происходит подъем грузов, широко применяется на машиностроительном производстве.
  • Настенно-консольный кран. Отличается от первого варианта тем, что состоит из настенной фермы, по которой передвигается тележка. Способ установки - стационарный. Основное преимущество - возможность работать в небольших помещениях. Как правило, данный вид крана устанавливается для того, чтобы снизить нагрузку на мостовые подъемники.

Кран мостовой электрический шахтный

Существуют также шахтные краны, имеющие, в отличие от консольных, специальное устройство для ограждения людей, в котором вдоль направляющей перемещаются грузоподъемные кабины или площадки. В основном такая техника используется в горнодобывающей промышленности. Грузоподъемные краны мостовые предназначены для спуска/подъема крупногабаритных предметов. Благодаря определенному способу доставки грузов данный вид оборудования позволяет значительно сократить затраты, особенно в сравнении с наклонным стволом и автосъездом. Соблюдение правил безопасности при работе с такими кранами позволяет свести риск до минимума. Главное преимущество данного вида оборудования - быстрая и относительно безопасная транспортировка тяжелых грузов.

Портальные грузоподъемные краны

Данное оборудование передвигается по специальным путям, количество которых может варьироваться от 1 до 3. Ширина колен - 6 м, 10.5 м, 15.3 м. Длина стрелы может доходить до 100 метров. Такой вид кранов широко применяется в судостроительной сфере, при этом как в морских, так и в речных портах. Также данное оборудование используют в плавучих доках и на судоремонтных заводах. Их специализация достаточно узкая, используется только для работы на открытых площадках.

Подразделяются на подвиды:

  • монтажный (КПМ) - грузоподъемность до 300 т;
  • перегрузочный (КПП) - рассчитан на вес от 5 до 40 т;
  • доковый (КПД) - используется для работы с грузами, вес которых не превышает 30 т.

Конструкция оборудования представляет собой портал с поворотной стрелой, который передвигается по подкрановым путям. Для подъема грузов используются специальные крюки и грейферы.

Эксплуатация грузоподъемных кранов

Перед тем как начинать работу на грузоподъемных кранах, необходимо изучить правила безопасности. На всех предприятиях проводят инструктаж. Некоторые пункты могут меняться в зависимости от вида оборудования, однако общая суть данной документации заключается в следующих пунктах:

  • работа с электрооборудованием;
  • изучение и принцип работы главных составляющих крана (тележка, галерея и пр.);
  • способ управления;
  • коэффициент торможения и др.

Особенности выбора

В процессе выбора грузового подъемника для строительства необходимо учитывать ряд важных факторов. Это способ крепления, грузоподъемность и многие другие. Дополнительно используются также различные грузозахватные устройства и приспособления. Кроме того, следует брать во внимание частоту поднятия грузов и рассчитать примерное количество включений и выключений крана. Используя полученные данные, можно выбирать подъемник с учетом веса транспортируемого груза. Важно знать правила эксплуатации грузоподъемных кранов и особенности их конструкции. Это обезопасит и существенно облегчит процесс перемещения тяжелых предметов.

Область распространения Правил

Правила распространяются на:

· грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом;

· грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной уп­равления;

· краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электро­магнитом;

· электрические тали;

· подъемники крановые;

· грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъ­емные электромагниты, клещевые захваты и т. п.);

· грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т. п.);

· тару, за исключением специальной тары, применя­емой на металлургическом производстве, а также в мор­ских и речных портах, требования к которой устанавлива­ются отраслевыми правилами и нормами.

Правила не распространяются на:

· грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружени­ях, на которые распространяются специальные правила;

· экскаваторы, предназначенные для работы с земле­ройным оборудованием или грейфером;

· грузоподъемные краны-манипуляторы кг краны-тру­боукладчики, на которые распространяются соответству­ющие правила Госгортехнадзора России;

· грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудова­нием и т. п.);

· грузоподъемные машины специального назначения (например, напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные ма­шины и т. п.);

· монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т. п.);

· грузоподъемные краны с ручным приводом;

· ручные тали.

Кран грузоподъемный - грузоподъемная машина, осна­щенная стационарно установленными грузоподъемными механизмами. Классификация грузоподъемных кранов в виде схемы приведена на рис. 1.1

В соответствии с федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных про­изводственных объектов» предприятия, цехи, площадки, на которых используются стационарно установленные гру­зоподъемные механизмы, относятся к категории опасных


производственных объектов.

Рис. 1.2. Грузоподъемные краны
Кран мостового типа - это кран, у которого грузоза­хватный орган подвешен к грузовой тележке, перемеща­ющейся по мосту. К этому типу относятся мостовые (рис. 1.2) и козловые краны.

Кран кабельного типа - это кран, у которого грузо­захватный орган подвешен к грузовой тележке, переме­щающейся по несущим канатам. К этому типу относят кабельные краны.



Кран стрелового типа - это кран, у которого грузоза­хватный орган подвешен к стреле или к грузовой тележке, перемещающейся по стреле.

Кран портальный - это кран поворотный на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного или ав­томобильного транспорта.

Кран башенный - это кран поворотный, со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположен­ной башни.

Кран стреловой - это кран поворотный, у которого стрела закреплена на поворотной платформе, размещен­ной непосредственно на ходовом устройстве (автомобиль­ный, пневмоколесный, гусеничный и т. п.).

Кран железнодорожный - это кран, смонтированный на платформе, передвигающейся по железнодорожному пути. Железнодорожные краны похожи по устройству на стреловые.


Кран консольный - это кран стрелового типа, грузоза­хватный орган которого подвешен к жестко закрепленной консоли (стреле) или тележке, перемещающейся по кон­соли. На машиностроительных и ремонтных предприяти­ях широко применяются консольные поворотные краны на колонне.

Основные параметры кранов

1. Грузоподъемность т - наибольшая масса груза, на подъем и перемещение которого кран рассчитан в задан­ном режиме работы (рис. 1.3). В соответствии с международными стандартами в приложении 2 Правил указаны следующие виды грузоподъемности: грузоподъемность полезная m п = масса груза; грузоподъемность нетто m н = m п + масса съемных грузозахватных приспособлений; грузоподъемность полезная m п = масса груза; грузоподъемность миди m M = т п + масса несъемных грузозахватных приспособлений; грузоподъемность брутто т б = т м + масса подъемно­го средства (канаты, цепи).

В нашей стране под грузоподъемностью обычно понима­ется грузоподъемность нетто (для стреловых кранов - гру­зоподъемность миди). Краны иностранного производства могут иметь грузоподъемность разного вида. Вид грузо­подъемности крана указан в его паспорте.

2.Вылет L - расстояние по горизонтали от оси вра­щения поворотной части до вертикальной оси грузозах­ватного органа.

3.Грузовой момент М = Q L (т м) - произведение ве­личин грузоподъемности Q и соответствующего ей вылета L.

4.Пролет S - расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа. Вы­лет и пролет - это параметры, характеризующие величи­ну зоны, обслуживаемой краном.

5.Высота подъема Н - расстояние от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении. Для мостовых кранов высота подъема опреде­ляется от уровня пола.

6.Глубина опускания h - расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находя­щегося в нижнем рабочем положении.

7.Колея К - расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана стрелового типа.

8.База В - расстояние между осями опор (ходовых тележек) крана, измеренное вдоль пути. Группа классификации (режима) - характеристика ме­ханизма или крана, учитывающая его использование по грузоподъемности, а также по времени или числу циклов работы. Международные стандарты предусматривают во­семь групп классификации (режимов) от А1 до А8.

Зависимость грузоподъемности крана от вылета (грузовая характеристика)

Грузоподъемность кранов стрелового типа зависит от вылета обратно пропорционально. Максимальную грузо­подъемность кран имеет на наименьшем вылете, при уве­личении вылета его грузоподъемность уменьшается.

Зависимость грузоподъемности крана от вылета показы­вает его грузовая характеристика. Рассмотрим грузовую характеристику.гусеничного крана ДЭК-251 (рис. 1.4), ко­торый имеет максимальную грузоподъемность 25 т на вы­лете 5 м. При увеличении вылета грузоподъемность умень­шается, и при наибольшем для данного стрелового оборудо­вания вылете - 14 м кран может поднять всего лишь 4 т.

Грузовысотная характеристика показывает, как зави­сит высота подъема крюка от вылета при определенных значениях длины стрелы, а также показывает грузоподъ­емность крана, соответствующую данному вылету.

Грузовысотная характеристика объединяет грузовую и высотную характеристики крана. Она более полно ха­рактеризует возможности современных стреловых кранов с телескопическими стрелами.

Например, по приведенной на рис. 1.5 грузовысотной характеристике определим значения основных параметров крана в точке А, когда при максимальной длине стрелы -21,7 м грузоподъемность минимальная - 0,6 т. При таком положении стрелы кран имеет наибольший вылет - 18 м, соответствующая ему высота подъема - 11,5 м.

ВНИМАНИЕ! Лицо, ответственное за безопасное произ­водство работ кранами, должно знать технические харак­теристики кранов, работой которых руководит.

Устойчивость кранов

Устойчивость крана - это способность крана противо­действовать опрокидывающим моментам (рис. 1.6).

Опрокидывающий момент относительно ребра опроки­дывания (ро) создают:

Вес груза Q;

Сила инерции F ин, которая возникает при изменении скорости подъема и опускания груза. Устойчивость крана также снижает уклон рабочей площадки.

Опрокидывающий момент, создаваемый грузом, равен произведению веса груза на вылет а относительно ребра опрокидывания.

М опр = Q а

Силы, удерживающие кран от опрокидывания. Стре­ловой кран является свободностоящей машиной, которая удерживается от опрокидывания собственным весом G. Вес крана создает восстанавливающий момент, равный про­изведению веса крана на плечо b.

Рис. 1.6. Устойчивость крана: 1 - выносная опора; 2 - пропротивовес
a
G
Кран как весы

М востан. = G × b

Устойчивость крана повышается за счет увеличения массы крана противовесом 2, который монтируется в за­дней части поворотной платформы. Вторым способом по­вышения устойчивости стрелового крана является уста­новка выносных опор 1. При этом увеличивается плечо b, соответственно уменьшается вылет а.

Причины опрокидывания кранов:

1. Превышена грузоподъемность крана на данном вылете.

2. Нарушены правила установки крана (не установлены выносные опоры, угол наклона площадки больше допустимого, и др.)

3. Неисправен рельсовый крановый путь.

4.Кран работает при скорости ветра, превышающей ука­занную в паспорте.

5.Башенный или другой рельсовый кран не установлен на противоугонные устройства по окончанию работы.

Все краны рассчитаны с запасом устойчивости, поэтому опрокидывание крана всегда является результатом грубо­го нарушения правил безопасности.

А б в

Г в д

Е ж з

И к л

О п р

Рис.2. Краны:

а - кран переносной КЛП; б – кран консольно-поворотный GSX; в – кран «Пионер»;

г – кран стреловой переставной КЛ-3; г – кран автомобильный КС-4561; д - кран пне-

вмоколёсный КС-4361 А; е - кран стреловой гидравлический на специальном шасси

автомобильного типа КС-6472 «Январец»; ж - железнодорожный кран; з - самоходный

кран КС-4671 грузоподъемностью 20 т, смонтирован на шасси гусеничного трактора

ТТ-4М-01; и - Кран стреловой пневмоколесный КС-8467 грузоподъемностью 100 т;

к - гусеничный кран XCMG; л – козловой кран; м – консольный мостовой кран ; н - ба-

шенный кран; о – кабельный кран; п – портальный кран с грейфером; р – козловые

краны; с - сплавучий кран; т - летающие краны.

Кран стрелового типа – кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле (ИСО 4306-1:2007).

Назначение стреловых самоходных кранов. Стреловые самоходные краны предназначены для:

● перегрузочных работ,

● и монтажных работ:

В строительстве,

На промышленных предприятиях,

На транспорте.

Применение стреловых самоходных кранов. Стреловой самоходный кран - самый распространенный грузоподъемный кран. Стреловые самоходные краны обладают:

▪ довольно большой грузоподъемностью до 250 т ,

▪ высокими транспортными скоростями передвижения (до 70 км/ч ),

▪ высокой маневренностью и мобильностью,

▪ способность передвигаться вместе с грузом,

▪ легкость перебазировки с одного объекта на другой,

▪ возможность работы с различными видами сменного рабочего

оборудовании (универсальность),

основное достоинство стреловых самоходных кранов - их спо-

собность быстро перебазироваться с одного объекта на другой и

приступать к работе сразу по прибытии на новое место. Благода-

ря этому краны успешно используются на рассредоточенных

объектах с небольшим объемом работ.

▪ главный недостаток - передвижение с грузом допускается со

значительными ограничениями. Для более полного использования

грузоподъемности пневмоколесные краны устанавливают на вы-

носные опоры, что связано с потерей времени и уменьшением ма-

невренности.

Поэтому их применение наиболее целесообразно при значительных расстояниях между объектами с небольшими объемами строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

Рис.2. Общий вид самоходного стрелового крана

при использовании выносных опор (аутригеров).

Стреловые самоходные краны являются одним из наиболее универсальных средств механизации строительно-монтажных работ. Многообразие существующих конструкций и типоразмеров кранов дает возможность рационального выбора крана, наиболее соответствующего условиям его работы в конкретных условиях.

Краны применяют:

На строительно-монтажных работах по возведению зданий и вер-

тикальных промышленных сооружений;

В подсобных производствах и прочих хозяйствах для выполнения

технологических операций погрузочно-разгрузочных работ;

Вертикального и горизонтального транспорта строительных гру-

Монтажа технологического оборудования.

Рис.3. Применение стреловых самоходных кранов на строительстве

жилого дома по ул. ШевченкоТ.Г. в Днепропетровске.

Рабочий цикл. Стреловые самоходные краны могут осуществлять следующие рабочие операции:

Подъем и опускание груза;

Изменение угла наклона стрелы при изменении вылета;

Поворот стрелы в плане на 360°;

Выдвижение телескопической стрелы с грузом;

Передвижение крана с грузом.

Рабочий цикл крана состоит из трёх этапов:

1 - захват груза;

2 - рабочий ход (перемещение груза, разгрузка);

3 - холостой ход (возврат грузоподъёмного механизма в исходное

положение).

Рабочий и холостой ход на диаграммах движения имеют также три характерных участка:

Разгон,

Установившееся движение,

И торможение.

Причем, очень важное значение имеют участки разгона и торможения, так как именно в эти моменты и возникают динамические нагрузки.

Классификация кранов.

■ грузоподъёмные краны по конструкции можно разделить на сле-

дующие основные типы:

▪ стреловые краны - несущий элемент стрела. Грузозахватный орган

подвешен непосредственно к стреле, либо к перемещающейся по стреле

грузовой тележке.

▪ краны мостового типа - представляет собой разновидность подъём-

ного крана, имеет конструкцию, выполненную в виде опорного или под-

весного моста с передвигающейся по ней тележкой или электроталью.

Несущие элементы опираются непосредственно на крановый путь. Мост

(несущая балка) перемещается по рельсам, уложенным на стенах зданий

или на эстакадах вне здания. относится к типовому оборудованию про-

изводств цехов, электростанций, закрытых и открытых складов

▪ краны с несущими канатами (грузозахватный орган, подвешен к

грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закреплен-

ным в опорах),

▪ козловые краны - применяется обычно для обслуживания складов,

главным образом штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для

монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, обслу-

живания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении.

Изготовляются преимущественно крюковыми или со специальными

грузозахватными устройствами. Козловой кран - кран, у которого не-

сущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи

двух опорных стоек. Козловые краны относятся к категории подъемных

устройств мостового типа. Средний срок службы козловых кранов –

приблизительно 20 лет без учета режима работы и условий эксплуата-

ции. Наработка на отказ - примерно 3 000 циклов.

▪ башенные краны - используется преимущественно при гражданском,

промышленном и гидротехническом строительстве (строительные), а

также для обслуживания открытых стапелей и достроечных работ в су-

достроении, позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и

перевозку автотранспортом. Башенный быстромонтируемый кран: при-

меняется в стесненных условиях строительства при ограниченном про-

странстве для монтажа крана, эффективен при малоэтажном строитель-

стве (до 30 метров), торговых центров, таун-хаусов, с возможностью пе-

ремонтажа на новое место стоянки в течение одной рабочей смены. Ис-

пользование быстромонтируемых кранов эффективно за счет низких

эксплуатационных затрат, с преимуществом высокоточного позициони-

рования грузов горизонтальной стрелой и дистанционным радиоуправ-

лением краном.

▪ краны штабелёры (грузоподъемные краны, оборудованные верти-

кальной колонной с перемещающимся по ней устройством для штабе-

лирования грузов; разновидность мостовых кранов: с грузовой тележ-

кой, имеющей вертикальную поворотную колонну, по которой переме-

щается вилочный захват, несущий пакет груза на поддоне и позволяю-

щий производить укладку и разбор пакетных штабелей. В последнее

время краны-штабелеры выполняют с автоматическим управлением, что

позволяет уменьшать время обработки груза).

▪ консольные краны - приспособлен для механизации подъемно-

транспортных работ по подъему и перемещению грузов в пределах зоны

обслуживания. В зависимости от модификации угол поворота консоль

но-поворотного крана может быть в диапазоне 0-360 град. Кран консо-

льный с механизированным приводом нашел широкое применение и ус-

пешно используется для грузоподъемных работ в цехах, на складах и

строительных площадках при температуре окружающего воздуха от

−20 до +40 °C. Угол поворота стрелы крана 360°. Скорость подъема гру-

за и перемещения талей соответствуют скоростям примененных талей.

Консольные стационарные краны (на колонне) предназначены для вы-

полнения подъемно-транспортных работ при обслуживании технологи-

ческого оборудования, погрузочно-разгрузочных работ и т. п. в помеще-

ниях при температуре окружающего воздуха от −20 до +40 °C. Угол по-

ворота стрелы крана 270°. Скорость подъема груза и перемещения талей

соответствуют скоростям примененных талей.

Различают стреловые самоходные краны:

● общего назначения для строительно-монтажных и погрузочно-разгру-

зочных работ широкого профиля,

● и специальные для выполнения технологических операций определенного

вида (краны-трубоукладчики, железнодорожные и плавучие краны и т.п.).

Стреловые самоходные краны общего назначения классифицируют (для начала следует отметить, что приведенная классификация не может отражать полноценно все существующие виды кранов, так как многие находятся на границах представленных пунктов, или же сочетают их):

по грузоподъемности:

▪ легкие (грузоподъемностью до 10 т),

▪ средние (грузоподъемностью 10...25 т),

Тяжелые (грузоподъемностью от 25 т и более);

по типу ходового устройства на:

▪ автомобильные (на стандартных шасси грузовых автомобилей: не-

смотря на зарубежную конкуренцию, по СНГ на базе шасси Краз,

МАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, Урал остаются достаточно популярными и востре-

бованными),

▪ тракторные (навесные на серийные тракторы),

▪ на шасси автомобильного типа,

▪ пневмоколесные - краны пневмоколесные мобильные, на спец. шас-

си: подъемные краны стрелового типа, установленные на пневмоколес-

ное самоходное шасси. Зачастую такие краны обладают шасси повыше-

нной проходимости, со всеми, либо большинством ведущих осей. Для

лучшей маневренности такие краны имеют больше одной, чаще неско-

лькими управляемыми осями. Все это позволяет расположить кран мак-

симально близко к рабочей зоне. Современные мобильные краны позво-

ляют операторам работать в комфортабельных условиях: кабины обору-

дуются кондиционерами, удобными креслами, за всеми манипуляциями

следит компьютер, в том числе и предостерегая оператора от ошибок.

▪ гусеничные, имеющие специальные шасси.

Пневмоколесные и гусеничные краны различаются между собой лишь ходовым устройством, в остальном они имеют общую классификационную характеристику.

▪ плавучие стреловые краны - на строительстве мостов плавучими

кранами выполняются разнообразные работы: погрузочно-разгрузоч-

ные, дноуглубительные, вспомогательные, сооружение русловых опор,

монтаж пролетных строений.

Используют плавучие краны следующих видов:

1 - речные и морские:

Самоходные полноповоротные краны,

Самоходные неповоротные краны;

2 - специализированные сборно-разборные краны;

3 - сухопутные краны различного типа, установленные на плавсред-

по типу опоры краны делятся на:

▪ опорные,

▪ подвесные,

▪ пневмоколесные,

▪ автомобильные,

▪ рельсовые,

▪ железнодорожные - подъемные краны стрелового типа, устанавли-

ваемые на железнодорожном шасси, используются на железной дороге и

крупных заводах, имеющих свои подъездные ж.д. пути,

▪ тракторные,

▪ краны на гусеничном ходу - краны стрелового типа, установленные

на гусеничном шасси. Гусеничные краны перевозятся только на тяже-

лом седельном прицепе-трейлере и зачастую, в зависимости от габари-

тов, в разобранном виде, а работать может зачастую только на специ-

ально подготовленной площадке, а также могут присутствовать башен-

ное исполнение, раздвижной ход.

▪ краны на колёсном ходу,

▪ краны на специальном шасси.

по количеству и расположению силовых установок :

▪ с одной силовой установкой на ходовом устройстве (шасси),

▪ с одной силовой установкой на поворотной части,

▪ с двумя силовыми установками;

по количеству приводных двигателей механизмов :

▪ с одномоторными приводами;

▪ многомоторным приводами;

по типу привода :

▪ с механическим приводом;

▪ электрическим приводом;

▪ гидравлическим приводом;

по количеству и расположению кабин управления :

▪ с кабинами только на шасси;

▪ только на поворотной платформе;

▪ на шасси и на поворотной платформе;

по конструкции стрелы :

▪ со стрелой неизменяемой длины;

▪ с выдвижной стрелой;

▪ c телескопической стрелой;

по способу подвески стрелы :

▪ с гибкой (на канатных полиспастах);

▪ жесткой (с помощью гидроцилиндров) подвеской.

Рис.4. Автомобильные краны:

а – с гибкой подвеской; б – с жёсткой подвеской рабочего оборудования.

по возможности перемещения :

▪- кран стационарный - неподвижно закреплён на основании, не имеет

возможности перемещения;

▪ кран радиальный - имеет возможность перемещения по кольцевому

пути относительно стационарной опоры. Радиальные краны использу-

ются на складах круглой или секторной формы;

▪ кран переставной - закреплён на основании и имеет возможность пе-

ремещения при помощи грузоподъёмных машин или вручную;

▪ кран самоподъемный - используется при строительстве. Устанавли-

вается на конструкциях строящегося здания. По мере возведения сору-

жения кран поднимается вверх при помощи специальных механизмов.

▪ кран быстромонтируемый - башенный кран, монтируемый на объек-

те с помощью собственных механизмов, без верхолазных работ и с опе-

ративным временем монтажа не более 30 мин.; применяется в стеснен-

ных условиях строительства при ограниченном пространстве для монта-

жа крана, эффективен при малоэтажном строительстве (до 30 метров),

торговых центров, таун-хаусов, с возможностью перемонтажа на новое

место стоянки в течение одной рабочей смены. Использование быстро-

монтируемых кранов эффективно за счет низких эксплуатационных за-

трат, с преимуществом высокоточного позиционирования грузов гори-

зонтальной стрелой и дистанционным радиоуправлением краном.

▪ кран передвижной - имеет возможность передвижения.

по типу привода :

▪ ручной привод - используются при перемещении грузов на небольшие

расстояния и при низких темпах работы,

▪ электрический привод - в кранах с электроприводом используются

главным образом электрические двигатели переменного тока, однако при

необходимости плавного регулирования скоростей используются элек-

тродвигатели постоянного тока,

▪ гидравлический привод - компактен, позволяет осуществить бесту-

пенчатую регулировку скоростей крана, но имеет невысокий КПД,

▪ пневматический привод - используются в основном при работе в по-

жароопасных и взрывоопасных средах,

▪ оснащённые двигателем внутреннего сгорания (ДВС) - исполь-

зуются в кранах, работающих независимо от электросети: передвижные

автомобильные, железнодорожные, гусеничные, плавучие.

смешанный привод (дизель-электрический).

повиду передвижных кранов :

▪ самоходный кран - имеет возможность передвижения во время рабо-

ты и транспортировки груза за счёт подвода электроэнергии с помощью

следующих систем: троллейный шинопровод, контактный рельс, подвес-

ные кабельные системы, кабельный барабан с пружинным или моторным

приводом, система бесконтактной передачи энергии;

▪ прицепной кран - перемещается буксиром с помощью прицепа.

по степени поворота подъёмного крана различают два вида:

▪ поворотный кран - имеет возможность вращения относительно опоры.

Поворотные краны могут быть полноповоротными (угол вращения более

360º) и не полноповоротными (угол вращения менее 360º).

▪ неповоротный кран - не имеет возможности вращения относительно

по типу грузозахватного органа :

▪ крюковые краны - грузозахватным органом крана является крюк. это

самое простейшее и старое устройство, которое широко применяется

практически во всех типах кранов,

▪ грейферные краны - грузозахватным органом крана является грейфер,

▪ магнитные краны - грузозахватным органом крана является электро-

▪ клещевые краны - грузозахватным органом крана являются клещи,

▪ контейнерные краны - грузозахватным органом крана является спре-

Грузозахватный орган выбирается в зависимости от особенностей груза.

■ Классификация стреловых самоходных кранов и их механизмов

по группам, основанная на условиях работы (эксплуатации), при

ведена в табл. 1.

Грузоподъемные краны

Какие грузоподъемные машины обслуживает стропальщик?

К грузоподъемным машинам (рис. 2.1), которые обслуживают стро­пальщики, относятся грузоподъемные краны, краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы.

Кран-трубоукладчик - это самоходная грузоподъемная машина с боковой стрелой 2 для подъема, транспортировки и монтажа труб. Базовой машиной для крана-трубоукладчика обычно является гусе­ничный трактор 1.

Кран-манипулятор - это грузоподъемная машина, состоящая из краноманипуляторной установки 3, смонтированной на транспортном средстве 4 или фундаменте.

Какие существуют типы грузоподъемных кранов?

Краны мостового типа - это краны, у которых грузозахватный орган 5 (см. рис. 2.1) подвешен к грузовой тележке 7, перемещающейся по мосту 6. К ним относятся мостовые и козловые краны.

Краны кабельного типа - это краны, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим кана­там 8. К этому типу относятся кабельные и кабельно-мостовые кра­ны. У кабельного крана несущие канаты закреплены в верхней части опорных мачт 9.

Краны стрелового типа - это краны, у которых грузозахватный орган

подвешен к стреле или грузовой тележке, перемещающейся по стре ле. К стреловому типу относятся портальные, башенные, железнодо­рожные и стреловые краны.

Портальный кран - это кран поворотный, размещенный на портале 10, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомо­бильного транспорта.

Башенный кран - это кран поворотный, со стрелой 2, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни 11.

Железнодорожный кран - это кран, смонтированный на платформе 12, передвигающейся по железнодорожному пути.

Стреловой кран - это кран поворотный, у которого стрела закрепле­на на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходо­вом устройстве. Стреловые краны различаются по виду ходового уст­ройства:

Ø кран автомобильный, установленный на автомобильное шасси;

Ø кран пневмоколесный, установленный на пневмоколесное шасси;

Ø кран короткобазовый, установленный на короткобазовое шасси;

Ø кран на специальном шасси, установленный на специальном шас­си автомобильного типа;

Ø кран гусеничный, установленный на гусеничном ходовом устрой­стве.

Какие основные параметры характеризуют кран?

Грузоподъемность Q (рис. 2.2) - максимальная масса груза, на подъем и перемещение которой кран рассчитан в заданных условиях эксплу­атации. В величину грузоподъемности включается масса съемных гру­зозахватных приспособлений и тары, используемых для перемещения груза.

Вылет L - расстояние по горизонтали от оси вращения крана стре­лового типа до оси грузозахватного органа.


Грузовой момент М - произведение величин грузоподъемности и со­ответствующего ей вылета М = QL (т-м).

Пролет S - расстояние по горизонтали между осями рельсов крано­вого пути для кранов мостового типа. Вылет и пролет - это парамет­ры, характеризующие величину зоны, обслуживаемой краном.

© ebergardt.ru, 2024
Строим вместе